imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Бертран Рассел об институте брака

Я намерен рассмотреть брак как политический институт, а не как предмет личной морали индивида

Не вызывает никаких сомнений тот факт, что, если наша экономическая система и моральные стандарты, не изменятся во всех цивилизованных странах в течение двух-трех следующих поколений, качество населения ухудшится, а в наиболее цивилизованных странах сократится и его количество.

В первую очередь, необходимо выяснить, чего мы желаем. Нет необходимости увеличивать население; если население Европы будет неизменным, станет намного проще проводить экономические реформы и избегать войн. Вызывает сожаление не само по себе сокращение рождаемости, а то, что оно затрагивает лучшие элементы населения. Есть основания опасаться трех негативных последствий этого: первое это уменьшение абсолютной численности англичан, французов и немцев, второе вытекает из первого – это покорение их менее цивилизованными расами и угасание их традиции, третье, это восстановление их численности на более низком уровне цивилизации после поколений отбора тех, кто не обладает ни интеллектом, ни благоразумием. Если этих опасностей удастся избежать, то сегодняшние изменения рождаемости в отдельных группах будут каким-то образом преодолены.

Эта проблема является общей для западной цивилизации. Не очень сложно будет найти ее теоретическое решение, но чрезвычайно трудно будет убедить людей принять это решение на практике, поскольку негативные последствия современного положения дел отдаленны, да и предмет опасений таков, что в отношении него люди не привыкли использовать разум. Если какое-то разумное решение будет принято, то оно, вероятно усилит международную конкуренцию. Очевидно, что если некоторое государство – например, Германия – начнет рационально решать эту проблему, оно приобретет огромные преимущества перед другими государствами, если они не поступят так же.

В прежние времена инстинкты женщин и мужчин обеспечивали достаточный уровень рождаемости; постановка демографического вопроса у Мальтуса была достаточно правильной по отношению его времени. Она и теперь верна по отношению к варварским и полуцивилизованным народам и к худшим элементам цивилизованных. Но она является ложной по отношению к более цивилизованной части населения Западной Европы и Америки. В этой части населения инстинкт не обеспечивает даже поддержание постоянной численности.
Причины такого положения вещей сводятся к следующему:

1. Ответственным родителям дети обходятся очень дорого
2. Все большее число женщин не желает иметь детей вовсе или желает иметь одного-двух, чтобы не иметь помех в своей карьере.
3. Из-за избытка женщин, многие из них остаются незамужними. Эти женщины, хоть и не исключены из общения с мужчинами, но, согласно существующему кодексу поведения не могут иметь детей. Этот класс особенно быстро растет в среде машинисток, продавщиц и других подобных профессий.

Если мы хотим пресечь стерилизацию лучшей части нашего населения, то первая и самая насущная необходимость состоит в том, чтобы устранить экономические мотивы для ограничения рождаемости. Все издержки на детей должны быть обеспечены за счет общества. Еда, одежда и образование должны быть предоставлены не только самым бедным из соображений благотворительности, но и всем остальным классам во имя общественных интересов. Кроме того, трудоспособная женщина, не работающая по причине рождения ребенка, должна получать от государства пособие, примерно равное сумме, которую она могла бы зарабатывать, будучи бездетной.

Необходимо устранить препятствия, которые останавливают желание многих женщин рожать детей. Если государство берет на себя заботу о детях, на основании евгенических соображений оно имеет право знать отца ребенка и требовать определенной стабильности брачного союза. Но нет никаких оснований требовать вечного союза и устанавливать какие-либо причины развода, кроме обоюдного желания супругов. Это даст возможность иметь ребенка тем неженатым женщинам, которые этого желают. Таким образом будет предотвращено бесплодное уничтожение материнских сил и можно будет избежать огромного числа ненужных разочарований.
Незачем устанавливать эту систему разом. Она может вводиться постепенно, с учетом интересов особенно важных групп населения. Со временем она может расширяться на основе экспериментально приобретенного опыта. Если рост рождаемости будет слишком велик, евгенические требования можно будет сделать более строгими.
Существуют, конечно, различные практические сложности в реализации этой схемы: оппозиция церкви и сторонников традиционной морали, боязнь ослабления ответственности родителей и рост расходов. Но наряду с ними есть еще одна трудность, которая, скорее всего, не сможет быть полностью преодолена в Англии, поскольку эта концепция полностью антидемократична, она считает, что одни люди лучше других и государство должно давать детям одних отцов лучшее, а другим – худшее образование. Это противоречит всем принципам прогрессивной политики в Англии. По этой причине трудно ожидать, что подобный способ решения демографической проблемы будет когда-либо принят у нас. Что-то подобное может быть сделано в Германии и, если это будет сделано, то Германия обеспечит себе такую гегемонию, которая была бы недостижима в результате любой военной победы.

Любовь дает человеку величайшие моменты в его жизни и другие моменты – не такие значительные и не ведущие к удовлетворению. Рано или поздно она становится воспоминанием, кладбищем прошедших радостей, а не родником новой жизни. Это зло, неизбежное для всего, что достигается, через возвышеные чувства. Единственные по-настоящему значимые цели это те, что направлены в будущее и не могут быть быть окончательно достигнуты, поскольку они постоянно расширяются и являются такими же бесконечными, как и человеческие силы. И только, если любовь связана к одной из таких бесконечных целей, она может быть действительно серьезной и глубокой.
Огромное большинство мужчин и женщин достигают в сексуальных отношениях серьезного уровня благодаря рождению детей. Рождение ребенка для большинства людей – в большей степени результат не желания, а потребности: к рождению детей ведет инстинкт, пусть и направляемый сознательно. Страстное желание детей соответствует потребностям развития среднего возраста, когда приключения юности и прежние дружеские связи становятся менее важны для человека, когда страшная перспектива одинокой старости начинает выглядеть реальной, и появляется гнетущее чувство собственной бессмыслености для будущего.
Тогда тот, кто в молодости не считал, что дети могут стать настоящей реализацией его запросов, начинает сожалеть о своем прежнем презрении к «нормальным людям» и ревностно относиться к знакомствам, которые прежде считал бы скучными. По причинам экономического характера молодым людям, особенно лучшим из них, часто попросту невозможно завести детей, не принеся им в жертву удовлетворение своих самых жизненных потребностей. Итак, юность проходит, а потребность в детях осознается слишком поздно. Потребности, не подкрепленными соответствующим желанием – вещь все более обычная в наше время, поскольку современная жизнь стала сложнее той, к которой были приспособлены наши инстинкты. Неудовлетворенные потребности в конце концов приносят человеку такие же страдания, как и осознанные, но нереализованные желания. Ради прекратить эти страдания, а так же ради блага нации, необходимо устранить нынешние экономические предпосылки бездетности. Нет нужды побуждать к рождению детей тех, у кого нет такого желания, но совершенно необходимо убрать препятствия на пути тех, у кого оно есть.

Подведем итоги. Современное состояние законодательства, общественного мнения и экономической системы ведут к деградации нации, давая преимущества худшей части родителей. Одновременно с этим, стремление женщин к свободе превращает старую форму брака в помеху на пути развития обоих полов. Если европейские нации не хотят деградировать, а мужчины и женщины желают быть счастливыми и достигать той органичной серьезности своего брака, которая существовала в прошлые эпохи, им необходима новая система. Эта новая система должна основываться на признании того факта, что рождение детей это служба на пользу государства и она не должна заставлять родителей нести непомерные расходы. Следует признать, что за исключением вопросов связанных с детьми, ни закон, ни общественное мнение не могут вмешиваться в частные отношения мужчины и женщины. Следует упразднить все, что ведет к тайным отношениям и бездетности. Необходимо понять, что хотя пожизненная моногамия (если она удается) это лучший стиль отношений, но в ситуации современной жизни в этих отношениях возможны ошибки, и лучший способ их исправлять это развод.

© + ©
Tags: sein kampf
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments