imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Где летать безопаснее: в России или в США?

Обратимся к вопросу о том, много или мало аварий происходит в России. По данным за 2011 год (год выбран для сопоставимости данных по разным странам), в России произошло 6 катастроф, в которых погибло 97 человек. Всего в мире за год было 28 катастроф, в которых погибло 507 человек на борту и 14 человек на земле. Кроме России, в списке стран, в которых часто происходили аварии, была Индонезия и Конго. Это все послужило основанием, что в России, дескать, с авиационной безопасностью стало "как в Африке".

Однако, не нужно думать, что в развитых странах не было катастроф. В США 8 марта разбился самолет DHC-6 Twin Otter 100, который во время облета после замены двигателей перешел в пикирование и упал в болото. В Канаде разбилось три самолета, в том числе 20 августа разбился самолет Boeing 737-200 при заходе на посадку, из 15 членов экипажа и пассажиров выжили только четверо пассажиров.

Это то, что может узнать читатель из прессы. Данных не так много, но все же и они показывают, что иной раз катастрофы случаются и в развитых странах с высокими стандартами летной безопасности.

Теперь пункт второй. Дальнейшее изучение вопроса показало, что в русскоязычной прессе наличествует любопытный феномен. При обзорах авиапроисшествий в разных странах почему-то почти не упоминается США, несмотря на то, что National Transportation Safety Board - американская организация, ответственная за безопасность полетов, собирает и даже публикует, хотя и весьма отрывочно, данные о летных происшествиях. В своем пресс-релизе от 27 апреля 2012 года эта организация сообщает, что по предварительной статистике, число авиапроисшествий увеличилось до 1550 в 2011 году, против 1500 в 2010 году, а число жертв до 485 человек в 2011 году против 473 человек в 2010 году.

Для сравнения, в России суммарное количество авиапроисшествий в 2011 году составило 1001 случаев, погибло 162 человека. Несмотря на то, что в России весьма много старых самолетов и состояние аэродромов оставляет желать много лучшего, все же в США авиапроисшествий в полтора раза больше, а людей гибнет почти в три раза больше, чем в России. Но почему-то при этом никто не говорит, что в США плохо с летной безопасностью.

Это немаловажный момент, показывающий, что катастрофы лайнеров вовсе не исчерпывают список авиапроисшествий, и что наиболее подверженными авариям остаются самолеты и вертолеты малой авиации, как принято классифицировать в России, или General aviation в США.

Стоит обратиться к полным данным, как картина радикально меняется, и в "лидеры" по авиакатастрофам и жертвам в них вырывается самая авиационная страна в мире, оставляя Россию, с ее якобы "африканской" летной безопасностью позади.

Статистика такого рода происшествий в США выглядит устрашающе. Только за май 2011 года по всей гражданской авиации США было 132 происшествия, в которых погибло 48 человек. Полный помесячный обзор происшествий, взятый за июнь 2011 года, показывает, что в день в США бывало по 5-6 аварий и инцидентов, правда, по большей части без жертв.

Вот, к примеру, довольно типичный случай "незнаменитого" летного происшествия в США. Утром 18 июня 2011 года самолет Piper PA-28-140 (легкомоторный винтовой самолет, 975 кг полетного веса, рассчитанный на одного пилота и трех пассажиров, запущенный в производство еще в 1964 году) прилетел на муниципальный аэродром Гунтерсвилля, штат Алабама, дозаправился, чтобы лететь в Дестин, штат Флорида. При взлете самолет не смог набрать высоту и врезался в деревья на краю аэродрома, задымил и загорелся. Два пассажира были выброшены из кабины, пилот и два пассажира были смертельно ранены, один пассажир был тяжело ранен.

Интересно, что бы говорили в России, если бы у нас в день разбивалось по 5-6 самолетов, а то и побольше?

В США максимальное внимание уделяется безопасности полетов крупных авиакомпаний, тогда как безопасность малой авиации как была, так и остается под вопросом. Подобные катастрофы и инициденты в США в секторе малой частной авиации - совершенно обычное дело с момента широкого распространения этой самой частной авиации. Компания, производящая легкомоторные самолеты Piper Aircraft имеет лозунг - Freedom of flight (Свобода полета), только, как мы видим, эта свобода собирает нешуточный урожай жертв и для многих является свободой спикировать прямо в ящик. В США гибнет людей немногим меньше, чем гибнет по всему остальному миру в результате крупных авиакатастроф.

В СССР и в России подход был принципиально другой, частной авиации в СССР не было совсем, а в России она мало развита, потому сектор местных перевозок полностью занят крупными авиакомпаниями, с более или менее налаженной летной безопасностью. Потому, при большом проценте изношенных самолетов и плохом состоянии аэродромов, летная безопасность в России в целом намного лучше, чем в США, что и показывает статистика. При условии обновления парка самолетов и реконструкции аэродромов, у нас есть все шансы летную безопасность существенно улучшить.

Потому, если сравнивать статистику летных происшествий, то становится очевидно, что российский подход к ее обеспечению лучше и продуктивнее, чем американский, и он гарантирует большую безопасность полетов, меньшее число аварий и жертв, как бы это парадоксально сейчас не показалось.


Дмитрий Верхотуров©
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments