imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

Подземные миры




Когда мы нашли нашу машину, Ахмед спросил нас с Кеном, куда ехать дальше.
- Может, хотите посмотреть подземные города? -предложил он. — Каждый год туда приезжает много туристов.
- Какие подземные города? — спросил я после довольно продолжительной паузы.
- Тут их много, — махнул рукой наш гид. — Их вырыли христиане, спасавшиеся от преследований арабов. Они прятались под землей. Там поместится несколько тысяч человек, а в Деринкую даже двадцать тысяч.
Я был потрясен. Подземные города, вмещающие до двадцати тысяч человек и построенные глубоко под землей, чтобы спрятать христиан, спасавшихся от резни, устроенной арабами в 642 г. н. э.? Что-то здесь было не так. Наиболее логичная реакция сообщества или культуры перед лицом сокрушительной силы вражеской армии — уйти в безопасные регионы. Именно так поступили многие светские и монашеские общины христиан Каппадокии, осно вав новые поселения в Восточной Европе, в частности, в Греции. Было бы настоящим безумием рыть подземную нору и прятаться в ней — в надежде, что преследователи в конце концов уйдут.
Мы решили, что должны посетить один из этих подземных городов, и Ахмед отвез нас к деревне под названием Каймакли. Это подземное царство было открыто лишь в 1964 году, и его еще не успели тщательно исследовать. Никто точно не знает, сколько там уровней, хотя первые четыре этажа сделаны безопасными для посетителей.
Войдя в подземный город, мы спустились по каменным ступеням и оказались в коридорах, вырубленных в вулканической породе, которая твердеет при соприкосновении с воздухом. Каждый проход выглядел огромным — ширина достигала десяти футов, а высота шести с половиной футов. От этих туннелей отходили другие, ведущие в разные части подземного комплекса. По обе стороны от коридоров располагались похожие на лабиринты комнаты и залы — бывшие спальни, кладовые, резервуары для воды, винные погреба и даже христианская церковь. Каждое помещение было аккуратно вырезано в скале и отделено от соседних лишь тонкими стенами. Вентиляция осуществлялась при помощи целой системы шахт, соединявших все уровни города с поверхностью. При необходимости каждая секция комплекса или отдельный уровень могли закрываться громадными, похожими на колеса дверями из твердого темного камня, которые назывались тирхиз или тархоз.
Ничто не указывало на возможных строителей этого подземного города, хотя присутствие церкви подтверждало, что христиане когда-то занимали по крайней мере несколько его уровней. Над городом на склоне горы были найдены вырезанные в скалах гробницы, которые тоже могли принадлежать христианам. Тем не менее нет никаких серьезных оснований полагать, что этот подземный комплекс был создан христианами Каппадокии.
На обратном пути я остановился у билетной кассы, чтобы купить две книги по истории этого региона. В обе их имелись разделы, посвященные подземным городам, но меня заинтересовала одна из работ: «Каппадокия — колыбель истории» Омера Демира. Историк и археолог Демир с 1968 г. занимался изучением подземных городов и, вероятно, знал о них больше, чем кто-либо другой. Он работал вместе с зарубежными экспедициями и достаточно хорошо знал историю Каппадокии, чтобы написать книгу на эту тему.
Ахмед отвез нас назад в Невсехир, и, когда мы устроились в комнате гостиницы, располагавшейся на третьем этаже и окнами выходившей на улицу, я решил прочесть книгу Демира от начала до конца, несмотря на то что у меня слипались глаза после бессонных ночей. Я был рад, что пересилил себя, поскольку довольно быстро понял, что местный археолог обнаружил нечто очень важное, имеющее отношение к подземному миру Каппадокии.
Здесь существовали не просто несколько подземных городов, как я думал, а целых тридцать шесть, разбросанных по всей Каппадокии. Большинство не были должным образом исследованы, хотя самый большой из них находится поблизости от города Деринкую. Довольно странно, но о его существовании не было известно вплоть до 1963 г., когда кто-то из местных жителей случайно нашел один из входов. Два года спустя его открыли для посетителей. Демир называет этот огромный подземный город, занимавший, по его оценке, около двух с половиной квадратных миль, «восьмым чудом света».
До настоящего времени были исследованы восемь разных уровней, хотя известно, что всего их насчитывается от восемнадцати до двадцати. Только на трех верхних этажах обнаружили около 2000 жилищ на 10 тысяч человек. Ученые считают, что в комплексе Деринкую могли одно-временно разместиться примерно 20 тысяч человек, и если учесть, что в этой местности есть еще тридцать пять подобных городов, то вырисовывается удивительная картина событий, которые происходили здесь в глубокой древности. От 100 до 200 тысяч человек имели возможность жить в этих подземных крепостях в течение продолжительного времени. Еще большее удивление вызывает тот факт, что некоторые из подземных городов соединены длинными туннелями. Один такой туннель, отходящий от третьего уровня Деринкую, соединяется с подземным комплексом Каймакли, расположенным на расстоянии пяти миль. Более того, этот проход снабжен вентиляционными шахтами, выходящими на поверхность, и достаточно широк, чтобы по всей его длине могли, не сгибаясь, пройти три или четыре человека.
Похоже ли это на дело рук благочестивых христиан, пытающихся укрыться от арабских завоевателей? Мне кажется, нет.

Вглубь, под Деринкую

Удивительно, что жители долго не знали о существовании этой подземной крепости. Название города переводится с турецкого как «глубокий колодец», указывая на многочисленные колодцы, или вентиляционные шахты, соединявшие разные уровни подземного комплекса с поверхностью и снабжавшие местных жителей водой. Эти колодцы, нередко обозначенные двумя вертикальными каменными плитами, были основным источником воды для города вплоть до 1962 г., но никто не догадывался, что они ведут к огромному подземному комплексу, лежащему прямо под ногами. В комплексе имеются не менее пятидесяти двух таких вентиляционных шахт глубиной от шестидесяти до семидесяти метров. Температура в подземном городе остается постоянной, приблизительно 7—8° С, и это значит, что город был идеальным убежищем в очень жаркую или очень холодную погоду. Как и в Каймакли, огромные каменные двери, похожие на колеса, закрывали каждую секцию, а из первого уровня на поверхность вели не менее 15 тысяч вентиляционных каналов, расстояние между которыми составляло от двух с половиной до трех метров. Самое странное, что диаметр этих воздуховодов составляет всего десять сантиметров, и без инструментов с метал лическими наконечниками пробурить их было практически невозможно. Известно, что у первых христиан не было таких совершенных инструментов.
Другая загадка, не дающая покоя специалистам: что случилось с породой, извлеченной при постройке комплекса Деринкую? Некоторые ученые предполагают, что ответ может дать холм под названием Согделе к западу от города, но Омер Демир считает, что камни и землю сбрасывали в ручьи, которые уносили грунт к Каймакли30. У обеих теорий есть слабые места, но главный вывод, который позволяет сделать эта загадка, заключается в глубокой древности города, потому что следы его сооружения могли полностью исчезнуть только за очень длительный промежуток времени.
Но кто построил подземное царство Деринкую, не говоря уже об остальных тридцати пяти городах, разбросанных по этой местности?
Омер Демир убежден, что часть комплекса Деринкую очень старая. Несмотря на то что не удалось обнаружить никаких останков или артефактов, относящихся к дохристианскому периоду, разные уровни существенно отличаются друг от друга по архитектуре и стилю. Он убежден, например, что христиане действительно жили в разных частях комплекса Деринкую, но они соорудили или переделали лишь несколько уровней.
Каков же, по его мнению, возраст этих подземных крепостей?
Демир полагает, что часть подземного комплекса могла быть сооружена в эпоху позднего палеолита, приблизительно в 9500—9000 гг. до н. э., после окончания последнего ледникового периода. На каких фактах основывается его теория?
В 1910 году английский археолог Р. Кэмпбелл-Томпсон обнаружил каменные топоры, осколки кремня и другие артефакты эпохи раннего палеолита в ручье Соганли в шестнадцати милях от Деринкую. Эти орудия вполне могли применяться для выемки мягкого туфа, который в далекие геологические эпохи извергался вулканом Эрджи яс-Даг в расплавленном состоянии. Сам по себе этот факт не имел отношения к датировке крепости Деринкую, однако Омер Демир был убежден, что подземный город уже существовал при хеттах, поскольку фундаменты их домов располагались вокруг воздушных колодцев подземного города. Более того, в отличие от других хеттских городов, которые сровняли с землей фригийцы, захватившие эти земли в 1200 г. до н. э., постройки Деринкую остались нетронутыми. Демир предположил, что хетты могли укрыться от фригийцев на первом уровне подземного города.
Такова была его теория. Совершенно очевидно, что мы должны были посетить Деринкую и поговорить с Омером Демиром, чтобы выяснить, может ли он что-либо добавить к своей необычной гипотезе.

Дом тьмы

Потратив два дня на знакомство с достопримечательностями Гореме, мы с Кеном, изнывая от летней жары, сели в долмус, направлявшийся в Деринкую. Снаружи подземный город не был заметен -- разве что небольшая насыпь с входом, как будто выплевывавшим ярко одетых туристов. Внутри, однако, это было громадное сооружение, и я просто не мог представить, чтобы кто-то захотел построить такое.
Теоретически не было никакой необходимости строить полноценные города под землей, если только вы не хотите укрыться от внешнего мира. Я опять вспомнил о спуске Иштар в «дом тьмы», из которого нет выхода, где обитатели «лишаются света». Я также вспомнил слова Эдварда Бэкона о подземных домах и святилищах в Ча-тал-Хююке: «Создается впечатление, что далекие предки этих людей жили в пещерах под землей». Довольно странно, что на уровнях, которые Демир считал самыми древними, высота коридоров была гораздо больше, чем в других, достигая двух метров. Чтобы пройти по более поздним туннелям, нам приходилось нагибаться, и вдобавок эти проходы оказались гораздо уже. Зачем нужны такие высокие своды, если здравый смысл подсказывает ограничиться минимально необходимым?
Что за высокий народ населял Деринкую на первых этапах его существования? Может быть, пещерные предки культуры Чатал-Хююк, построившие собственный подземный город всего в 115 милях к юго-западу от этого места? Эпоха климатических и геологических возмущений, со-провождавших последний ледниковый период, это единственное время, когда людям приходилось надолго прятаться от внешнего мира. Археологи называют этот период поздним палеолитом, и именно к нему принадлежат каменные орудия, найденные поблизости от Дфинкую и, по мнению Демира, применявшиеся при сооружении подземного города.
Неудивительно, что мы с Кеном заблудились в лабиринте проходов, туннелей, лестниц и комнат, заполнявших все восемь уровней города. Выбравшись наконец на свет, мы направились к билетной кассе, чтобы разыскать Омера Демира, который был куратором и хранителем подземной крепости. Это был высокий и худощавый мужчина, уже немолодой, с темными седеющими волосами и густыми усами, как у многих турецких мужчин.
Археолог вежливо поздоровался, и после того как между нами установилось взаимопонимание, я спросил, удалось ли ему обнаружить дополнительные свидетельства того, что древнейшие части города могли датироваться эпохой палеолита. На ломаном английском Демир поведал нам ту же историю, связанную с каменными орудиями, найденными в местном ручье. Он также выразил свою убежденность в том, что древнейшие части комплекса были вырублены не металлическими, а каменными инструментами — этот вывод был сделан после изучения разных технологий выемки камня на разных уровнях. Подобно Кену и мне, он также отметил, что в самых древних частях комплекса потолки гораздо выше, как будто они предназначались для высоких людей.
Больше он не мог привести никаких доказательств своей теории, однако ему удалось еще раз удивить нас. Выяснилось, что другие исследователи тайн прошлого также проявляли интерес к подземным городам Каппадокии. Дэвид Зинк, автор книг по археологии Нового Века «Говорят камни» и «Камни Атлантиды», придавал особое значение не только Деринкую, но и странным «христианским» рисункам на стенах церкви св. Варвары. Местные власти дали ему и группе приглашенных им специалистов разрешение восстановить эти изображения. Кроме того, Деринкую посещал известный сторонник теории древних астронавтов Эрих фон Дэникен. Он, правда, пришел к выводу, что подземные крепости были сооружены исчезнувшей цивилизацией для защиты от нападения инопланетян, которые обещали вернуться и наказать человечество, если оно нарушит универсальные законы!
Мне представляется, что ответ должен быть более приземленным, хотя я не исключаю возможности, что комплекс Деринкую мог быть сооружен в конце последнего ледникового периода. Тем не менее фон Дэникен обратил внимание на некоторые важные особенности Деринкую и других подземных городов, в том числе на тот очевидный факт, что их обитатели должны были добывать пропитание на поверхности, поскольку растения не могли существовать под землей, без солнечного света. Таким образом, исключается предположение, что подземные крепости могли строиться в качестве убежища от врагов. На поверхности земли поля, необходимые для того, чтобы продолжительное время кормить от 10 до 20 тысяч человек, обязательно выдали бы присутствие подземного города. Оставалось лишь закрыть входы и ждать, пока подземные жители умрут от голода.
Первые обитатели этого подземного царства прятались не от людей, а от природы. Только в том случае, если агрессором выступали стихийные силы, жители подземной общины могли выходить наружу для охоты и обработки земли, не опасаясь губительной осады своей крепости.
Но что за неизвестный народ жил под землей?
.

Эндрю Коллинз "Падшие ангелы"
Tags: Антология Таинственных Случаев, КНИЖНАЯ ПОЛКА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments