imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Отступление № 9 По ту сторону принципов д-ра «Радость»

ЧАСОВОЙ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ ...
НАЧАЛО
В это же время в Европе и Америке развивается прикладная ветка педологии – психотехника, заключающаяся в системе отбора людей различными методами тестирования. Начинавший работать в Германии, но эмигрировавший в США основатель психотехники Г. Мюнстерберг писал: «Если мы хотим установить, пригоден ли юноша к определенной профессии, то мы должны знать … глубокие корни в его личности. … Во всяком случае, мы должны обратить внимание на психическую структуру предков, … мы должны привлечь к исследованию сестер и братьев, предков, их детей». Таким образом, ставя в основу исследования происхождение, психотехника сливается с евгеникой, по мнению П. П. Блонского: «Наряду с растениеводством и животноводством должна существовать однородная с ними наука — человеководство». Доклады читались как раз в русском евгенистическом обществе, потому что согласно определению евгеники, которое дал генетик Н. К. Кольцов «Наука об улучшении животных называется зоотехнией; наука же по улучшению человеческой породы, обычно называемая евгеникой, может быть названа также антропотехникой», а психотехника лишь частный аспект антропотехники, хотя за всей этой игрой терминов кроется одно и то же.

«Одной из первых проблем социалистического рабочего плана является вопрос о создании нового социалистического человека»
А.Б.Залкинд, директор Института психологии

Как будут говорить в последствии: у психотехников обозначились «"империалистические" попытки подчинить себе психологию ребенка, педагогику и педиатрию»: педологи в школе выполняли разнообразные функции. «Распоряжениями наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организация школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педолога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль над политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т.д.» В последствии в вину педологии будет поставлено введение «теории отмирания школ». Согласно этой концепции, школы при советской власти должны были отмереть и превратиться в цех завода. Основной формой организации учебно-воспитательной работы должен стать проект — специальные программы для учеников по их участию в выполнении промфинплана предприятия, например, проведение весеннего сева, и т. д.

«В городе будущего, наверное, не будет ни одного дома, на котором красовалась бы вывеска "школа", потому что школа … вся целиком войдет в труд и в жизнь и будет на фабрике, и будет на площади, и будет в больнице, и будет на кладбище... Как ни странно звучит, учительство как профессия представляет из себя с психологической точки зрения ложный факт. И она, несомненно, исчезнет в близком будущем»
Л. С. Выготский «Педагогическая психология»

Современную необходимость реформы школы А. Фурсенко мотивирует следующим образом: «Министерство ставит задачу перехода на бакалаврскую подготовку и более узкую — магистерскую, когда будущий студент будет «затачиваться» под конкретного работодателя». Заметно, что у педологов прошлого и настоящего абсолютно не поменялись цели и задачи. Так, педолог Н. А. Рыбников в результате исследования интересов школьников пришел к заключению: «Революция сильно повысила интерес к профессиям, связанным с ручным трудом, вместе с тем она свела в разряд низкооплачиваемых ряд профессий умственного труда» - чем не иллюстрация 90-х после уничтожения СССР. Кроме того, разрабатывались специальные проекты контроля детьми поведения родителей, например, дети, вовлекшие родителей в колхоз, поощрялись путевкой в городское училище. Помимо профотбора, профобучения, организации трудового процесса детские психотехники и педологи, занимались исследованием развития психических качеств, необходимых для труда, прежде всего интеллекта. Он, по мнению психотехников, был основой профессиональных способностей и во многом определялся наследственностью. Эти индивидуальные качества, утверждал И. И. Шпильрейн, устанавливаются «чаще всего путем теста, сличаются при помощи математических формул с профессиональной успешностью», а А. Залкинд определял, что «руководство и проведение этих … исследований должно находиться как в руках центрального, так и местных исследовательских институтов» и контролироваться из Москвы. Неожиданно у этих исследований вскрылся нехороший подтекст: «В начале двадцатых годов широким фронтом проводятся сравнительно-культурные исследования мышления и других познавательных процессов. Особую роль для выяснения интересующего нас вопроса имели исследования мышления с помощью интеллектуальных тестов, в том числе такие, которые снискали печальную известность выводами об интеллектуальном неравенстве различных рас, превосходстве одних народов или одних групп населения над другими. От признания интеллектуального неравенства один шаг до неравенства морального, биологического и любого другого» (социальный психолог В. С. Агеев). В данном случае одно яблоко - Ицхок-Меер (Исаак) Шпильрейн упало недалеко от яблока с той же ветки – Сабины Шпильрейн. Педологические способы исследования описывает Макаренко в статье «Беседа с родителями»: «Аппетитные мысли о педагогическом "секрете" в значительной мере питались в бозе почившей педологией. Действительно, специалисты-ученые ходили возле наших ребят с разными аппаратами, циркулярами и микрометрами, с целыми библиотеками таблиц, диаграмм и чертежей, мерили, взвешивали, орудовали формулами и логарифмами и после таких таинственных трудов ставили над душой ребенка не менее таинственный каббалистический знак: 1-0,85. Действительно, услышав только о подобных операциях, можно поверить, что существует какой-то особенный "секрет" воспитания, известный только посвященным и недоступный для скромного родителя.» Так, И. Н. Шпильрейн, Д. И. Рейтынбарг, Г.О. Нецкий исследовали студентов Коммунистического университета трудящихся Востока. Вербальный интеллект евреев оказался выше, чем у башкир и татар: евреи логически правильно определяли 92% слов, башкиры — 78%, татары — 76%. Следует отметить, что по их данным уровень интеллекта евреев в России не превосходил русских, но показатели о высоком интеллектуальном потенциале русских несогласовывалось с пропагандой пролетарского интернационализма и это вызвало осуждение в статье «Против великодержавного шовинизма в педологии»: «Что лучшего может желать великодержавный шовинизм, если "сама наука" подтверждает его утверждение о неспособности к труду представителей ранее угнетенных национальностей». В целом же выводы исследователей были неблагоприятными, они говорили о низком уровне психического развития советского человека, в докладе Э. Кольмана «О положении на фронте естествознания» сообщалось «невозможности переключения рабочих с физического труда на умственный», «невроза выдвиженчества» и т.д. Это ставило под сомнение возможность построения социализма, зачем быдлу социализм? Эта идея была хороша для расшатывания Российской Империи.
Исаак Шпильрейн честно поругался на германских коллег-психотехников: «официальная наука в странах буржуазной диктатуры может обслуживать только интересы господствующего класса».(!) Исаак не рассказал, чьи интересы преследует официальная наука в условиях диктатуры, скажем, красного террора, где евгеникой «нового человека» для начала занялись с помощью пулемета, а потом пулеметчиков заменили психотехники. В интересах нового господствующего класса немецкий психотехник д-р Ф. Баумгартен определила, что характерной чертой русских является отсутствие сознания ценности времени, что она связывала с «приниженностью личности и коллективизмом, любовью к групповому времяпрепровождению в России». Это, по мнению Баумгартен, может привести к своеволию: «Прихожу когда хочется, делаю что мне вздумается», что препятствует научной организации труда, его эффективности. В педологии и психотехнике появились исследования, которые свидетельствовали о низком уровне психического развития советского человека, что окончательно ставило под сомнение возможность «модернизации» построения социализма, на пути которого встал вечно неудобный русский народ: освобожденный наконец от самодержавного гнёта немодернизующийся «рус – мало и плёхо работайт» - подытожила Блумгартен, а Троцкий и Каутский, согласно статьи Ф. Шемякина и Л. Гершонович (Как Троцкий и Каутский ревизуют марксизм в вопросах психологии), открыто заявляли, что те «считают пролетариат ленивым животным». Цитата для понимающих толк в модернизациях:

«Русские еще очень архаичны. … Пускай кто-то что-то делает, борется, а у меня своих проблем хватает, какая модернизация … Мы не граждане, а какое-то племя"
И. Юргенс

Для преодоления такого национального дефекта в двадцатые годы была создана «Лига времени». Под руководством Льва Троцкого и И. Н. Шпильрейна борьба за экономию времени приняла дисциплинарно-административный характер. Мелкие служащие отмечали черным карандашом время, в течение которого работали, а цветным те часы, которые провели на службе в развлечениях – т.е. научно организовывали свои труд, составляя фотографию рабочего дня, приучаясь быть эффективными менеджерами. «Лига Времени» издаёт журнал «Время». Во всех областях задача психотехники заключалась в рационализации воздействия на людей — плакатом, книгой, а также рационализации труда на основе исследования утомляемости; рационализации трудовых движений, орудий труда, установления оптимальных нагрузок. Еще начале 1918 года в России была введена всеобщая трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. Вместо прежних, еще с царских времен, удостоверений личности и паспортов выдавались новые документы — трудовые книжки. К концу 1918 года все граждане России потеряли право на добровольный выбор вида деятельности, теперь каждый должен считать себя, по мнению Л.Троцкого: «солдатом труда, который не может собой свободно располагать, если дан наряд перебросить его, он должен его выполнить; если он не выполнит - он будет дезертиром, которого карают». Несколькими указами 1919 года создаются, как их будут называть - «школы труда»: «Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны быть открыты лагери, рассчитанные не менее, чем на 300 человек каждый... В уездных городах лагери могут быть открыты с особого разрешения Отдела Принудительных работ... Лица женского пола и несовершеннолетние должны содержаться в особых для каждой категории лагерях... Все заключенные должны быть назначаемы на работы немедленно по поступлении в лагерь и заниматься физическим трудом в течение всего времени их пребывания там»(декрет от 17 мая 1919 года). Декрет стал продолжением распоряжение правительства от 31 декабря 1918 года «О концентрационных лагерях», по которому в них направлялись: «лица без определенных занятий и не зарегистрированные на бирже труда, а также зарегистрированные на бирже труда, но отказавшиеся от работ не по специальности, трудоспособные члены семей бежавших к белогвардейцам, советские работники, советские служащие и военные служащие, за проступки по службе …». В процессе преобразований новой жизни у педологии и психотехник была своя задача:

Педология, изучив, что такое ребенок, по каким законам он развивается, тем самым осветит перед нами самый важный процесс производства нового человека па¬раллельно с производством нового оборудования, которое идет по хозяйственной линии»
А. В. Луначарский,
нарком просвещения

Рассматривать «нового человека» в качестве «нового оборудования» очень характерно в рамках программы «человеководства», за которое взялись с невиданным усердием. Генетик А.С.Серебровский в 1929 выступил с предложением внедрить “социалистическую евгенику” или антропотехнику, суть которой состояла в том, чтобы искусственно осеменять женщин спермой талантливых мужчин. Осеменив женщин спермой вождей революции, можно было рассчитывать на появление нового поколения борцов за светлое будущее. Обратным процессом занимался советский ученый И.И. Иванов экспериментируя скрещиванием человека с обезьяной. Опыты велись при финансовой поддержке Совнаркома СССР, и активном участии научных учреждений Франции: Пастеровского института и Леколь де Франс. В ход экспериментов были посвящены крупные научные авторитеты Великобритании и Германии.
Но у психотехников было своё поле деятельности: Шпильрейн считал, что «наиболее популярным участком теоретического исследования и практической работы психотехников является установление индивидуальных качеств, рассматриваемых как профессиональная пригодность» и что «психотехника — та область психоневрологии, которая составляет неотъемлемый элемент социалистической рационализации и в наибольшей степени связана с производством».
Для нужд производства «были также разработаны принципы организации социалистического соревнования, которое должно было способствовать ужесточению дисциплины и расширению сферы бесплатного труда». Главным элементом социалистического соревнования являлись ударники, которые ставили рекорды производительности, тем самым определяя высокие нормы труда и стимулируя других к повышению производительности труда. На базе Центрального института труда психотехники измеряли и устанавливали нормы в различных видах труда на основе изучения биологического оптимума работоспособности, порога утомления и пресыщения от деятельности. Если система социальных отношений в капиталистических странах все больше и больше закрепощает женщину, пролетариат же в СССР, взявший власть в свои руки, таким образом, вовлекает в него широкие массы женщин, что создает не на словах, а на деле равное положение трудящейся женщины в труде и обществе». Поэтому психотехники В. Коган, В. Маршева, И. Окунева привели данные о том, что в ходе строительства социализма с 1928 по 1931 г. технический интеллект у женщин вырос, и поэтому они рекомендовали использовать женщин на ручной переноске тяжестей доказав, что женщины, которые трудятся на добыче торфа, стали за счет рационализаторских предложений переносить тяжестей на 20% больше.
Усердие с коим принялись создавать «нового советского человека» отразилось в создании целой сети институтов с тотальным контролем кадровой политики: организован Центральный педологический институт НКП (1921 г.), Педологический институт при государственном научном институте охраны материнства (1922 г.), на базе Центрального института труда И. Шпильрейном организована первая психотехническая лаборатория 1922 г.), при МГУ И. Шпильрейн организует первую психотехническую лабораторию и еще одну при Народном комиссариате труда СССР. В 1927 году деятели НОТ, психотехники, профконсультанты и психофизиологи были объединены во Всесоюзное общество психотехники и прикладной психофизиологии (ВОП и ПП), председателем, которого был назначен Исаак Шпильрейн. Практически одновременно прошел Первый педологический съезд, который объединил педологов, главой которых стал по совместительству главный сексолог новой Советской России – Арон Залкинд. В апреле 1927 года проходит I Всесоюзное педологическое совещание и I Всесоюзная конференции по психофизиологии и профподбору, а в мае создано Московское тестологическое общество Главой общества стал педолог П. П. Блонский. В президиум общества вошли М. С. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, М. И. Зарецкий. Со следующего года начинает издаваться журнал «Педология». Так как «в психотехнике, как и в педологии, одной из важнейших практических задач был отбор», то на лицо построение всеобщей фильтрационной кадровой системы. Открыто 29 научно-исследовательских институтов, только в сельском хозяйстве - 12 лабораторий в различных институтах в различных местах СССР. Планировалось даже создать специальный орган психотехники при Народном комиссариате земледелия Советского Союза. В этой ситуации, как писал А.С. Макаренко в статье «Цель воспитания»: «Педагогическая арена все более делалась достоянием педологии, и к 1936 г. у педагогов остались самые незначительные "территории", не выходящие за пределы частных методик. Педология почти не скрывала своего безразличного отношения к нашим целям. Да и какие же цели могли вытекать из "среды и наследственности", кроме фатального следования педолога за биологическими и генетическими капризами. Педологи сумели сохранять самое жреческое выражение во время подобных манипуляций, а мы слушали их и даже чуточку удивлялись: откуда у людей такая глубокая ученость
Но всему приходит конец, и к педологии незаметно подкрался И. В. Сталин: противостояние с Троцким по поводу невозможности построения социализма, склонилось в его сторону после письма в «Пролетарскую революцию», после которой русский народ-пролетариат стали превозноситься. Если раньше исторической школой академика Покровского утверждалось, что русских всегда и все били, потому что русский народ отсталый, то теперь стали говорить, что советские большевики — авангард международного революционного пролетариата, что русские всегда всех били и т. д. В личном письме Демьяну Бедному, бывшему придворному поэту Якова Свердлова, Сталин обвиняет поэта в том, что тот представляет «лень», «сидение на печке» «национальными чертами русских вообще» и, таким образом, «клевещет на народ, развенчивает СССР, пролетариат СССР, русский пролетариат». Помимо прочего в педологии наряду с психологическими качествами важнейшими индивидуально-типологическими свойствами считались особенности строения тела: в «асимметрии черепа или всего тела» должно было крыться вырождение. Видимо педологи переняли фрейдовскую нелюбовь к людям «с деформированными черепами и носами картошкой», они полагали, что дети разных национальностей обладают разным типом строения тела. Но это противоречило их же классовому подходу и марксистской догме о «новом социалистическом человеке», что загнало педологию в идеологический тупик. Апелляция скрытых и откровенных расистов за рубежом к психологии как к якобы научному доказательству своих идей сыграла роковую роль в развитии этно-психологии в СССР. 1930 году за враждебность марксизму были ликвидированы «Русское психоаналитическое общество» и «Русское евгеническое общество». 25 августа 1931 года было принято постановление «О начальной и средней школе» «В школу возвращаются старые — осужденные после революции — методы, уроки, предметы. Заменяется Нарком просвещения Луначарский, бывший символом революционной школы. В 1932 году все эксперименты в области программ обучения объявляются "левацким уклоном" и "скрытым троцкизмом". В школе вводятся "твердое расписание", "твердая дисциплина" и целая гамма наказаний, вплоть до исключения» В новых установках руководства критиковалась «левацкая» теория отмирания школы и метод проектов. А. С. Залужный в брошюре «Лженаука педология в "трудах" А. Б. Залкинда» обвинял руководителя советской педологии и сексологии в заимствовании буржуазных теорий фрейдизма и рефлексологии, в законе фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, научном обосновании теории «отмирания школы» и разрыве педологии и педагогики. Залужный утверждал, что Залкинд практически встал на сторону американского исследователя и создателя теста измерения IQ — Термена, который «потратил немало усилий для того, чтобы доказать, что дети рабочих и колониальных народов имеют от природы низкий интеллект. Окончательная ликвидация педологии и психотехник произошла постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года с формулировками: «что такая теория могла появиться лишь … в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас"» Естественно в постановлении не раскрыто, что это за господствующие классы пытались закрепить столь изысканно-хитрым способом своё господство в стране, где по идее социалистической революции классы уже скоро двадцать лет как отсутствуют. При этом ликвидация советской педологии и психотехники прошла довольно незаметно. Основное внимание советского народа и зарубежной общественности было сосредоточено на открытом политическом процессе террористической группы, во главе которой якобы стояли Троцкий, Каменев, Зиновьев. Так закончилась история педологии, вместе с её желанием измерить черепа, обосновав превосходство одних над другими и, как следствие, отмену социального равенства, уничтожить вместе с понятием «школа» образование, заменив его системой профотборов «с заточкой под конкретного работодателя» с параллельной узурпацией функции работодателя, формирующего «плакатом и книгой» из ленивых русских эффективного «нового человека».

«На данный момент самой серьезной проблемой стало то, что семиты и арийцы, которых я пытался заставить слиться в единое целое на почве служения психоанализу, вновь отделились друг от друга, словно вода от масла»
З. Фрейд.

Не желая отделяться от девичьей мечты, в 1942 году Сабина Шпильрейн отказалась эвакуироваться и встретила представителей предмета своего обожания в родном Ростове. Великая арийская раса в лице коллеги-доктора оберштурмфюрера Генриха Герца, руководителя расстрела на Змеиной балке не ответила ей взаимностью. Обычно в этом месте биографы, к примеру В.Овчаренко, рассказывают о светлой неоправданной вере Сабины Шпильрейн «в культурный немецкий народ», и это очень странно. Она хоть и была со справкой из Бургхёльцли, но облик немца в форме СС к тому времени уже раскрылся в полной красе, или она все-таки на что-то рационально рассчитывала? С этим трудно разобраться, потому архив С. Шпильрейн под замком института Жан-Жака Руссо, который не открыл его даже по просьбе родственников, хотя и без архивов всё понятно.
Одним словом немцы к тому времени в евреях разочаровались окончательно, еще по Закону от 7 апреля 1933 года о восстановлении чиновничества, запрещающему работу евреям в государственных учреждениях 10% психологов были уволены сразу. Классический фрейдистский анализ был неприемлем как наука о сексуальных извращениях. По мнению нацистских идеологов, немецкая психотехника должна освободится от «еврейского», «космополитического» содержания и встать на принципы национал-социалистического движения. Новыми красками заиграла «теория власти» А. Адлера, поклонником которой стала ведущая фигура немецкого психоанализа М. X. Геринг - кузен фельдмаршала Германа Геринга. Под таким покровительством М. X. Геринг мог считать себя руководителем нацистского психоанализа, направленного на создание "немецкого искусства исцеления душ" – как он говаривал в своих выступлениях. В психотехнике началась национал-социалистическая перестройка: психолог Е. Р. Йенш считал национал-соци¬алистическое движение проявлением интегрированного арийского типа личности, который противостоит дезинтегрированному, деструктивному типу S, характерному для евреев и славян. Он разработал учение о борьбе «интегративного нордического типа» с «либеральным еврейским типом разложенца».
Психотехник В. Попельрейтер призвал строить научную психологию на основе книги Гитлера «Моя борьба», ну и дальше, как положено, с замером черепов и обоснованием превосходства одних рас над другими. Йенш провел сравнительное исследование северных и южных куриц и пришел к выводу, что южные курицы раньше созревают сексуально, клюют быстрее, более беспокойные, чем северные. Курятник был объявлен средством и моделью исследования в психологии. Военный психотехник и штурмбанфюрер Л. Екштейн предостерегал от проникновения восточноевропейской расы и призывал к ее полному искоренению.
Фрейд, узнав, что в Германии сжигают его книги, прокомментировал это так: «Какой прогресс! В Средние века сожгли бы меня самого». Многие психиатры и психотехники, жившие в то время в Германии, не разделили бы сарказма основателя психоанализа – для некоторых, таких как Отто Липман, который успел поруководить Институтом прикладной психологии эта шутка имела буквальное значение. Карл Ландауэр, погибший в 1945 году в концентрационном лагере Берген-Бельзен, в 1926 году основал франкфуртское психоаналитическое общество делового сотрудничества, и на его базе был создан Франкфуртский психоаналитический институт, который перебрался в Соединенные Штаты.

Из книги В. Острецова "Масонство, культура и русская история"


“Фрейд был не только великим ученым, но также евреем... сознательным евреем и гордостью “Бнай Брит”.
Отто Герц.


… В это время он и встретился с членом Бнай Брит, Эдмундом Коном, который обсуждал с ним вопрос о вступлении Фрейда в ложу Вены. Посвящение в ложу состоялось 23 сентября 1897 года. Один французский исследователь по этому поводу пишет: “Согласно документам, которые мы могли изучить, кажется, что Бнай Брит внесло большой вклад в дело Фрейда — как в само создание психоаналитического корпуса, так и в его развитие во всем мире” (“Секреты и тайны Международного Ордена Бнай Брит”, издатель Эммануэль Ратье. Париж, 1993).
Остается выяснить вопрос, почему же “Бнай Брит” так активно стала помогать осуществлению идей 3. Фрейда. По мнению “Бнай Брит”, “Фрейд выполнил библейскую весть об Исполнении здесь и теперь, во всей полноте”. Это значит, что учение психоанализа глубоко укоренено в еврейской мистике и в иудаизме в целом. Обычно скрывается тот факт, что Фрейд имел удивительное влечение к практической магии и оккультизму. На этом пути, развивая свою теорию, Фрейд, по словам его биографа Эмиля Людвига, дошел до создания своего собственного направления в масонстве, и своей собственной ложи в системе Бнай Брит. Еще в молодые годы Фрейд поддерживал отношения с известным еврейским проповедником, автором большого числа трудов по каббале и мистике Адольфом Жиллинеком. А с конца восьмидесятых годов и до 1901 г. на него оказывал большое влияние другой каббалист — Вильгельм Флиесс.
Содержание учения психоанализа покоится в своих фундаментальных принципах на иудаизме. Исследователь Дэвид Бакан, американец, в своем эссе пишет, что “фрейдизм есть перевоплощение еврейской мистики”, “светский наряд” иудаизма. Это учение, по мнению этого исследователя, воскрешает в памяти “убедительную гипотезу” о некоем “пакте с дьяволом” и он объясняет многие особенности психоанализа тем, что его основатель “всю свою жизнь провел в виртуальном гетто, мире, состоящем исключительно из евреев”.
Март Роберт в своем проникновенном очерке увидел в психоанализе “последнюю по времени разновидность комментариев к Талмуду”. Другой исследователь, Персиваль Байлей, увидел во Фрейде “светского раввина”. Некоторые же просто и, надо признать, убедительно подчеркивали, что психоанализ есть “скорее религия, чем наука.
Она имеет свои догмы, свои ритуалы, а психоаналитические интерпретации почти мистичны, во всяком случае, очень мало контролируемы” (проф. Барюк, “Люди, как мы”). По крайней мере, большинство врачей согласится с тем, что лечебный эффект психоанализа, несмотря на интенсивную пропаганду этого учения, более чем скромен и очень трудно найти среди миллионов людей, прошедших лечение у психоаналитиков, случаи излечения от невроза навязчивых состояний. В январской книжке журнала Ордена “Бнай Брит Мэгэзин” за 1926 год вышла содержательная статья А. А. Робака, “брата”, уполномоченного по делам психоанализа, имевшая характерный заголовок “Фрейд: хасид или гуманист?” Сам А. Робак рассматривал психоанализ, как течение хасидизма, то есть течения еврейской мистики, в котором особенно сильна тяга к символотворчеству и стремление видеть во всей жизни символы, которые подлежат расшифровке. Все это, по мнению Робака, имеет свой эквивалент в психоанализе. Здесь же, в этом течении еврейской мистики, сильно и стремление увидеть весь мир сквозь призму сексуальности. Робак в этой работе проделал большой анализ психоаналитических доктрин и сравнил их с каббалистической мистикой. Нелишне будет заметить, что этот журнал — “Бнай Брит мэгэзин” — предназначен исключительно для членов Ордена, и его номеров нет ни в одной крупнейшей библиотеке мира.


 
оглавление
Tags: sein kampf-ii
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments