imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

RAND - Повестка дня американской администрации


Стивен В. Поппер - заместитель директора Института научной и технологической Политики РЭНД, координирует работу института по определению перечня наиболее важных задач новой администрации в области науки и техники.
Происходящее сегодня развитие науки и технологий создает беспрецедентные вызовы правительству и обществу, делая потребность во всесторонней, долгосрочной перспективной оценке все более важной. Никакая другая область федеральной ответственности не распылена в такой степени через многочисленные агентства и комиссии конгресса как политика в области науки и техники. Кроме того, каждый раз с приходом новой администрации есть риск потерять фокусировку на важных проблемах, не поднятых явно в ходе обычного течения политических кампаний. Сегодня цена такой институциональной «потери памяти» особенно велика.

Чтобы определить наиболее неотложные национальные задачи в области науки и техники, команда исследователей РЭНД работала сначала с двухпартийной группой, состоящей из прежних высокопоставленных должностных лиц в области науки и техники. Эта группа из более чем 50 участников подготовила предложения, которые были представлены на панельном совещании с консультативной группой. В нее вошли Эрих Блох, бывший директор Национального научного фонда; Эдвард Дэвид, бывший советник по науке президента Никсона; Стив Дорфман, бывший вице-президент Хьюз Эйркарфт; Арати Прабахар, бывший директор Национального Института Стандартов и Технологии; Фрэнк Пресс, бывший советник по науке президента Картера и бывший президент Национальной Академии Наук; и Роберт Уайт, бывший президент Национальной Академии Инженерии.

Группа заключила, что новая администрация должна сосредоточить внимание своей политики на десяти важнейших проблемах в области науки и техники.

Три проблемы представляют собой новые вызовы, которые требуют наибольшего правительственного внимания:
•защита "критических инфраструктур",
управление развитием генетических и биотехнологий и готовность к новым для правительства вызовам в связи с появляющимися технологиями.

Следующие три проблемы представляют собой сохраняющиеся вызовы в области безопасности:
•укрепление национальной системы авиации,
•контроль над экспортом чувствительных технологий, и
•новый подход к национальной противоракетной обороне.

Еще три проблемы представляют другие сохраняющиеся вызовы:
•переосмысление политики по вопросу глобального изменения климата,
•готовность к энергетическому кризису, и
•исследования в области образования.

Остающаяся проблема:
•не допустить жонглирования (манипулирования) национальными приоритетами в области научной и технологической политики.

Наибольшего внимания правительства требуют следующие задачи

"Критическими инфраструктурами" являются системы, настолько жизненно важные для экономического благосостояния, национальной и общественной безопасности, что любая деградация этих систем может ослабить страну. Сегодня значительная часть этих систем , например информационные сети, контролируется в основном частным сектором. Однако эти частные инфраструктуры по своей природе являются "общественных благ", что требует от правительства специальной работы с частным сектором по защите и совершенствованию этих систем в интересах всего общества.

Чтобы обеспечить всеобщую доступность данных, часто являющихся чьей-то собственностью, необходимо защищать и совершенствовать критические инфраструктуры. Федеральное правительство должно установить доверительные отношения с бизнесом и учитывать его интересы и заботы. Большую озабоченность вызывает, например, необходимость предоставлять определенную информацию правоохранительным структурам. Здесь необходим специальный иммунитет от возможности предъявления обвинения вследствие предоставления необходимой в интересах безопасности информации. Quid pro quo правительство предоставляет свою собственную информацию об угрозах частным инфраструктурам, и с помощью федеральных ресурсов обеспечит защиту от возможных угроз.

Опыт работы по «проблеме 2000» показывает, что правительство может помочь частному сектору работать на национальные цели. В ситуации с «проблемой 2000» федеральное правительство стало основным центром по координации частных усилий. Правительство ввело ограничения на судебную ответственность за ущерб от последствий «проблемы 2000» и разрешило коммерческим конкурентам делиться информацией по мере необходимости без риска подпасть под антимонопольное законодательство. Подобные меры могли бы быть приняты, например, чтобы нейтрализовать компьютерные вирусы, защитить сети от несанкционированного доступа или создать полную карту сети.

В вопросах контроля за развитием генетических исследований и биотехнологий администрация, вероятно, столкнется с проблемами, никогда прежде не встававшими перед нацией и даже человечеством. Исследования в области генетики человека могут уже скоро предоставить невероятные прежде возможности. Среди них: (1) изменение поврежденных генов или генов-носителей наследственных заболеваний; (2) изменение генотипа, передающееся по наследству; и (3) усиление отдельных человеческих свойств, наподобие физической силы или интеллекта, за пределами возможного в природе.

Такие возможности поднимут серьезные вопросы. Надежды на огромную прибыль поощрят инвестиции частного капитала в генетические исследования намного более крупные, чем правительственные ассигнования. Неравный доступ к новому здравоохранению может увеличить различия в уровне жизни между богатыми и бедными. Некоторые индивиды или группы могут даже использовать генетические технологии против других индивидуумов, пренебрегая законностью. Для правительства важно определить потенциальное нелегальное использование генетических технологий и обеспечить адекватные преграды и гарантии против такого их использования.

От политических механизмов при этом потребуется больше чем когда-либо прежде внимание к науке, уважение к демократии, забота о гражданах и их правах, и оценка той сложной роли, которую частные предприятия играют в нашей экономике и повышении качества жизни.

Эти моменты затрагивают и более общий аспект: фундаментальные вызовы государственному управлению. Происходящее технологическое развитие может благополучно «потопить» традиционные правительственные структуры со свойственной им нерасторопностью при решении подобного рода проблем. Некоторые из вызовов, связанных с появляющимися технологиями, требуют безотлагательного решения:
•разработка протоколов безопасности и торговых правил для коммерческой продажи генетически измененных пищевых продуктов;
•обеспечение секретности информации, посланной по беспроводным сетям;
•равное налогообложение между бизнесом на основе Интернета и традиционным бизнесом;
•защита прав интеллектуальной собственности не только на программное обеспечение, но также на новые "методы ведения бизнеса", типа он-лайн торговли или маркетинга, и даже на формулы генетического кода.

Успех в управлении этими появляющимися ситуациями будет зависеть от сотрудничества между федеральным правительством, властями штатов и местных органов власти, международными организациями и частным сектором. Администрация может заложить основу для будущего сотрудничества следующими шагами: (a) назначить одного человека для координации работы над национальными ответами на появляющиеся технологические вызовы, (b) поручить представителю комитета по науке и технологиям Национальной ассоциации губернаторов представлять предложения штатов (c) предложить Президентскому комитету советников на науке и технике представлять предложения частного сектора и оценивать в этом аспекте адекватность действий правительства. Безопасность и надежность

Множество проблем необходимо решать для обеспечения жизнеспособности и безопасности национальной системы авиации**. Во-первых, система сильно перегружена во время пиковых периодов, поскольку для авиакомпаний существует немного ограничений на график полетов, выбор парка машин и цены на билеты. Во вторых, процент трагических случаев, повлекших человеческие жертвы, не изменяется в течение последних 20 лет; в то время как растет процент инцидентов без смертельного исхода и число связанных с ними претензий и исков. В-третьих, в Соединенные Штаты остался только один производитель больших самолетов - Боинг. Эта компания увязла в острой конкурентной борьбе с Европейскими авиастроителями. К 2015 году 40 процентов международного коммерческого флота будет за неамериканскими производителями, а это удвоение их рыночной доли с 1995 года.

873444_original

Как приоритет ближайшего времени, администрация должна проводить национальную политику в области авиации, обеспечивающую как экономическую жизнеспособность
, так и постоянное повышение безопасности полетов. Чтобы сохранить лидерство в этой области, Соединенным Штатам нужны не только более простые и эффективные механизмы регулирования, но также и исследования, направленные на совершенствование работы самолетов, экипажей и авиадиспетчеров. Дополнительные фонды необходимы для исследований в области передовых авиационных технологий. В настоящее время, однако, исследования для авиации фрагментированы. Они рассредоточены между НАСА, Федеральным управлением авиации и Министерством обороны, многочисленные программы которые слабо координированы. Если мы хотим быть уверены в эффективности своих вложений, необходима большая координация.

Точно так же в области американского экспортного контроля за потенциально «чувствительными» технологиями - в настоящее время путаница устарелых законов и инструкций, которые кажутся неэффективными и плохо подходящими для современных условий. Новый подход мог бы состоять в том, чтобы ограничивать распространение только технологий, разработанных для Министерства обороны, Министерства энергетики или разведывательных служб, подпадающих под категорию " высшая секретность" или более высокую и требующих специальной процедуры разрешения на экспорт.

Распространение любой другой технической информации могло бы регулироваться новой "Комиссией по контролю за технологиями "(Technology Control Commission - TCC), органом, подобным Федеральной комиссии по средствам коммуникации. Президент, а также лидеры большинства и меньшинства Конгресса, могли бы назначать в эту комиссию своего специального уполномоченного представителя и таким образом обеспечивать двухпартийность. TCC могла бы разработать «эффективные меры» по контролю за «чувствительными» технологиями. В отличие от сегодняшней практики любые санкции в отношении предполагаемых нарушителей могли бы применяться только в том случае, если должностные лица смогут доказать реальный ущерб национальной безопасности. Большая прозрачность и ответственность обеспечили бы более широкую поддержку политике правительства. Правила должны быть понятны и легко выполнимы, и таким образом более удобны для реального бизнеса.

В области безопасности президенту также необходим авторитетный, независимый, всесторонний анализ всех технологических проблем национальной противоракетной обороны, до и помимо всех политических и военных соображений. В этом деле мы рекомендуем осуществить два действия. Администрация позаботилась бы о себе наилучшим образом, уполномочив группу признанных экспертов в соответствующих областях подготовить доклад о технологических аспектах национальной ПРО. Администрация могла бы также организовать независимое исследования, чтобы изучить данную проблему и информировать о его результатах вышеупомянутую экспертную группу.

Сохраняющиеся социетальные вызовы

Все более очевидно, что выброс в атмосферу газов, создающий «парниковый» эффект, изменяет климат земли. Многочисленные альтернативные технологии в энергетике обещают уменьшить человеческое воздействие на глобальный климат без неблагоприятных экономических последствий. Однако, цели сформулированные в Киотском протоколе и планы сокращения выбросов «парниковых» газов в атмосферу создают скорее патовое положение, чем реальный прогресс в решении этой проблемы. Киотский протокол опирается на весьма спорные прогнозы относительно изменения климата в следующие 50 лет и предлагает политику, основанную на этих сомнительных прогнозах. Этот статический и негибкий подход не в состоянии учитывать динамику изменений и свойственную процессу неопределенность, с которыми мы реально сталкиваемся. Здесь требуется новый, более гибкий и адаптивный подход.

Администрация могла бы следовать такому подходу следующими способами: (1) продолжать поощрять фирмы и местные власти к выбору технологий, снижающих выбросы «парниковых» газов в атмосферу; (2) использовать рыночные механизмы, типа налоговых льгот, для стимуляции соответствующего выбора технологий; (3) поддерживать международные организации, осуществляющие глобальный мониторинг выбросов и, если необходимо, регулировать их; и (4) поощрять исследования , которые помогли бы всем нациям приспособиться к потенциально серьезным последствиям изменениям климата, если таковые последствия будут иметь место.

Администрация также сталкивается с критическими проблемами в области энергетики - нехватка энергии, рост цен и вопросы долгосрочной стратегии. Наиболее разрегулированный рынок электричества, Калифорния, находится в состоянии хаоса. Цена природного газа выше чем когда-либо. Цены на нефть - в 20-летних максимумах. С увеличенным нефтяного импорта продолжает увеличиваться зависимость Соединенных Штатов от мирового нефтяного рынка. Каждая из этих проблем затрагивает всю инфраструктуру американской энергетики.

Быстрое увеличение спроса на энергию повлечет за собой рост цен. Хорошо функционирующий рынок увеличил бы предложение и уменьшил спрос, но ситуация в том, что еще много рынков энергии не вполне конкурентоспособны. Рынок природного газа все еще относительно нов. Рынки электричества еще более новы. Нефтяные рынки всегда были подвержены международному давлению. Соответственно, американское Министерство энергетики должно разработать несколько программ, направленных на улучшение функционирования новых рынков энергии. В то же самое время, есть потребность увеличении эффективности использования энергии, в новых источниках поставки энергии - включая малые производящие энергию установки и технологии возобновляемых ресурсов. Есть также потребность в пересмотре собственно национальной стратегии в области энергетики на основе возможностей и достижений фундаментальной науки и перспективных технологий.

Федеральное правительство традиционно играет ограниченную роль в общественном образовании, обеспечивая только приблизительно 8 процентов от общенациональных расходов. Однако, **исследования для сферы образования** - область, где федеральное правительство - преобладающая сила. Так как многие штаты осуществляют реформы и массировано направляют новые ресурсы в общественные школы, федеральное правительство имеет уникальную возможность укрепить исследовательскую базу образования. Серьезная исследовательская база могла бы, в свою очередь, помочь штатам и округам использовать ресурсы более продуктивно.

Образовательные исследования могли бы придерживаться модели, принятой при исследовании проблем здоровья. Исследования здоровья опираются на клинические эксперименты и методики лонгитюдных обзоров, чтобы выявить основные проблемы в этой сфере. Они опираются на институциональную инфраструктуру: учебные клиники при университетах, общественные школы здравоохранения, и академические исследовательские центры, которые тесно связывают исследование с обучением, практикой и просвещением общества в вопросах здравоохранения. Все эти компоненты скреплены центральным федеральным органом финансирования, Национальным институтом здоровья, который способен определять приоритеты и повышать тем самым эффективность инвестиций в инфраструктуру.

Напротив, образовательные исследование не имеют чего-то подобного клиническим экспериментам, относительно немного лонгитюдных обзоров, отслеживающих развитие детей, и нет никаких эквивалентов учебным клиникам или медицинским школам, которые объединяют исследование с практикой. Далее, образовательные исследования выделяются среди других общественных программ чрезвычайно низким соотношением средств, потраченных на исследования по сравнению с общей цифрой расходов в данной области. Приближаясь к модели исследований проблем здоровья, образовательные исследования смогут реально усилить научную базу системы образования, - и должно получить более высокий уровень финансирования.

Последняя проблема весьма тонкая. Инвестиции в науку и технологии все более и более становятся залогом нашего текущего и будущего благосостояния. При этом значительная доля федеральных инвестиций в этих областях не управляется как связанное целое. Чтобы гарантировать баланс приоритетов, администрация должна рассмотреть наилучшие способы управлять федеральным исследовательским предприятием как инвестиционным портфелем. Подходы к управлению инвестициями, типичные для частного сектора, не могут быть непосредственно перенесены в государственное управление. Здесь должны быть предприняты шаги, обеспечивающие лучшую координацию. Администрация могла бы гарантировать большую совместимость в сборе, хранении, и распространении данных относительно федеральных исследований. Более тесная связь между агентствами могла бы обеспечивать федеральные должностные лица лучшим пониманием в полный портфель в течение каждого ежегодного цикла бюджета также как продвигать широко распространенное усыновление(принятие) " лучшие методы. " Независимо от общего уровня бюджетной поддержки от администрации требуются некоторые шаги, гарантирующие, что инвестиции правительства в научные исследования будут в наибольшей степени служить общественным интересам.

Работа администрации по этим десяти пунктам повестки может принести далеко идущие выгоды для экономики, общественного благосостояния, личной и национальной безопасности - и успеха новой администрации
.
©
Tags: global world order, Наука и ЖестЪ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments