Интерес к художественным фильмам у меня очень низкий. Но это тоже часть бытия человечества, а к человечеству у меня интерес очень высокий. И поскольку далеко не только у меня закралось устойчивое впечатление, что качество этой части бытия существенно пострадало в последние десятилетия, то захотелось проверить это предположение. Ведь одно дело субъективные впечатления, догадки, и совсем другое дело непредвзятые показатели.
Проблематично найти объективные методы оценки художественных произведений. Однако пришла мысль сравнить по уже заведомо определённому (поэтому и непредвзятому) критерию – принадлежности к дегенеративному жанру. К таковым довольно однозначно относятся фильмы ужасов*.
Исходные данные для вычислений извлечены из БД интернет-ресурса kinopoisk.ru. В качестве сравниваемых сторон: США, весь остальной мир, а также Россия и Франция в частности. Чтобы устранить морочащие голову флуктуации, единицей измерения взят не год, а десятилетие. 2013-й был последним полным годом, от него в обратную сторону и разбито практически всё время существования кинематографа.
Данные и комментарии
Что ж, лично у меня интуитивные догадки совпали с полученным результатом. Пожалуй единственное, что удивило – это абсолютные цифры: оказалось, что до 1-й мировой войны было снято довольно большое количество картин, в базе «Кинопоиска» таковых ~25 тыс. Но совсем не удивило, что «хоррора» до ПМВ производили ничтожное количество, порядка одной-двух лент на тысячу.
Наступление в США к концу 20-х «светлого капиталистического будущего» снизило и производительность киностудий в том числе, приблизительно в 4 раза. Но, несмотря на это, уродское кино стало выпускаться в 2 раза чаще. Таким образом, наблюдается подъём приблизительно с 1/1000 к 1/100. Самое интересное дальше. Двадцать следующих лет рост удельной доли был похож на «естественный», по ~15% на десятилетие. Однако во второй половине 50-х, начале 60-х, показатель рванул более чем на 200%. Тут не объяснишь магией «невидимых рук рынка», такие галопирующие цифры выдают противоестественность, искусственную инициацию процесса.
Специально для того, чтобы проверить, насколько же обосновано мнение об особой тлетворности Голливуда, и привёл показатель «не США». Подозрения и тут подтвердились, американская киноиндустрия действительно стала всемирным локомотивом деградации. В сравнении кинематограф России до горбачёвско-ельцинских лжесвобод оставался попросту образцом чистоты. Впрочем, даже в эпоху позора удельная доля ужасов была раз так в 10 меньше, чем у пахана всея Земли. К тому же, съёмки заканчивалось сплошными провалами (что называется: «не было бы счастья, да несчастье помогло»).
Если говорить об абсолютных цифрах для всего мира, то, согласно базе «Кинопоиска», картина такая:
- С 1954 по 2013 производство фильмов ужасов возросло в 78 раз
- Шестьдесят лет назад во всём мире выходил один урод-фильм в месяц, сегодня же каждые сутки их появляется около трёх
- За последние десять лет фильмов ужасов выпустили больше, чем за всю предыдущую историю вместе взятую
Теория «всемирного заговора»? Практика «рыночной экономики»!
Многие люди убеждены в том, что формировать вкусы якобы невозможно. Уверенны, что предложение всегда рождается из спроса, даже не подозревая, что зачастую бывает и наоборот! Именно из-за подобных капиталистических лжеустановок стада баранов повелители мод гоняют куда угодно. Хоть на закланье.
Хуже всего, что ошибки у обывателя не только на концептуальном уровне, а попросту даже от незнания тривиальнейших фактов – он видит так называемую «рыночную экономику» как и знакомый овощной рынок, где площадь поделена на десятки, сотни, или даже тысячи лотков. Естественно, «заговор тысячи прилавков» невозможен. Однако капиталистическая реальность кардинально отличается от её глянцевых агиток – почти весь рынок занят 4-7 дельцами. А координация действий между несколькими субъектами более чем реальна. В такой ситуации вполне возможно и то, что за несколькими субъектами стоит одна и та же группа влияния (что там Голливуд, в США даже партийная система представляет собой вечное единство двух партий-близнецов, и юридическое существование многопартийности на погоду влияет не больше танца шамана).
Так, согласно отчёту «Market Share for Each Distributor in 2013» 56% кинорынка контролируют всего 4 студии – Warner, Disney, Sony и Universal. Если к ним добавить ещё три – Fox, Paramount и Lionsgate, то это уже будет 84% рынка. Олигополия. Ни о чём даже не пытающийся задуматься охлос, он же «пипл», «хавает» то, что им приготовило всего несколько мегакорпораций.
В чём смысл?
Для тех, кто хотя бы в общих чертах понимает картину мира конца 50-х – 60-х, данные графика вряд ли покажутся удивительными. Как раз напротив – станут одной из многих фрагментов единой мозаики. Рубеж сих десятилетий – это то время, когда структуры транснационального капитализма посредством согласования действий на «Бильдербергских клубах» и т.п. сборищах**, решают положительное мировоззрение, рациональную культуру, уничтожить всевозможными мультикультурализмами, постмодернами, и тому подобными ублюдочностями.
Художественный кинематограф, будучи мощным инструментом формирования культуры, стал одним из главнейших орудий регрессирования и деструкции сознания. Самыми разными путями. В частности, фильмы ужасов – таран, созданный разрушить стремление к прекрасному, оптимистичному, возвышенному, заменить пристрастием ровно к противоположному – страху, жестокости, маньякам, уродам. Миллиарды представителей человека разумного – это слишком много для успешных манипуляций. Капитализму, транснациональной олигархии, нужны не люди, а instrumentum vocale, биомасса. И намного меньше, чем миллиарды.
_____________________________________
Сноски:
* — Да, я знаю, что многие считают этот вырожденческий жанр нормальным, порой даже замечательным. Такие мнения встречал, и ещё встречу, однако истина никак не зависит от мнений. Курить, к примеру, нравится многим, но курение от этого не стало менее убийственным. Раскрытие сути жанра ужасов отдельная тема для разговора, углубление в которую займёт не одну страницу текста. Здесь ограничусь следующим утверждением: человеку необходимо стремиться к положительному, прекрасному, возвышенному. А пристрастие к разной жестокости и уродствам ведёт, соответственно, к отрицательным последствиям. Возможно изложу подробней в отдельном материале, а в данном же это просто аксиома
** — Речь не о тех теориях, что якобы уже есть «тайное всемирное правительство». Тем не менее и в обратную крайность бросаться не менее глупо (см. в двух словах здесь).