imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Астрофизика финансов или темная материя мировой экономики


Считается, что первый хедж-фонд был создан в США в 1949 г. Это не следует рассматривать, как случайное событие. Необходимо обратить внимание, что функционирование хедж-фондов началось через 5 лет после Бреттонвудского соглашения 1944 г. и практически сразу после объявления плана Маршалла по предоставлению финансовой помощи послевоенной Европе.
В 1945 г. закончилась Вторая мировая война. Европа лежала в руинах. И США в соответствии со своей постоянной потребностью — самоотверженно спасать весь остальной мир — решили ей «помочь». По знаменитому плану Маршалла Америка выделила Европе $12 миллиардов. Причем но большей части это был даже не долг: $9 миллиардов из 12 были просто подарком. Параллельно $2 миллиардов было «подарено» Японии. К 1966 г. денежный вал из Америки в Европу достиг пиковой величины — $54,6 миллиардов. В чем же был смысл этой неслыханной щедрости? А в том, что в Европу и Японию американцы сбрасывали свою инфляцию.
Механизм перекладывания своих проблем на чужую голову работал следующим образом. Америка печатает необеспеченные деньги, чтобы расплатиться с бюджетниками, профинансировать свои траты, купить нефть за рубежом...
Понятно, что это должно привести к высокой инфляции. План госсекретаря США Маршалла заключался в том, чтобы успеть с помощью налогов собрать необеспеченные деньги и, прежде, чем они раскрутят инфляцию, «одолжить» эту бумагу европейцам под видом настоящих денег. Таким образом, можно тратить больше, чем зарабатываешь, и жить за счет других. США рассчитывали, что «евродоллары» никогда обратно не вернутся и отдавать Европе за них золото не придется. Но из-за того, что США экспортировали европейцам все-таки не деньги, а бумагу, в 1950-х годах в Европе приключилась такая инфляция, что историки ее даже назвали Великой.
Первое время, пока финансовая система США оставалась устойчивой, а доллар — относительно стабильным, на рынке ценных бумаг наблюдался рост, хедж-фонды оставались в тени и не привлекали особого внимания инвесторов. Однако в условиях ухудшения макроэкономической обстановки, роста напряженности на валютном рынке, повышении неустойчивости па рынке акций, специалисты вернулись к идее использования хедж-фондов, гарантирующих не только увеличение прибыли…
По данным, в США насчитывается более 9 тыс. хедж-фондов, совокупные активы которых составляют $1,8 триллионов (примерно в 1,5 раза больше российского ВВП в 2007 г.). Эксперты отмечают, что на протяжении последних нескольких лет объем активов этих фондов ежегодно увеличивается в среднем на $130-200 миллиардов. Б настоящее время по совокупным активам хедж-фонды уступают взаимным инвестиционным фондам (около $10 триллионов), а также банкам и страховым компаниям. Однако по темпам развития хедж-фонды являются наиболее быстро растущим сегментом финансового сектора США.
Для минимизации налогов американцы часто создают оффшорные хедж-фонды в зонах безналоговых юрисдикции. Наиболее известные оффшорные юрисдикции, специализирующие на регистрации и обслуживании инвестиционных фондов — Каймановы острова, Британские Виргинские острова и Нидерладские Антиллы. Необходимо отметить очень важную деталь: американские хедж-фонды не попадают под действие Закона об инвестиционных компаниях США 1940 г., требующего соблюдения регулирующего режима, и Закона о ценных бумагах 1933 г., обязывающего инвестиционные фонды регистрироваться в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SЕС). Таким образом, с точки зрения соблюдения регулирующего режима и других правил, касающихся операций с ценными бумагами, хедж-фонды находятся в более свободном поле по сравнению с другими участниками рынка.
В большинстве стран также отсутствуют прямые юридические определения того, что такое хедж-фонд. Поэтому, будучи частными компаниями, они избегают прямого регулирования со-стороны финансовых органов. Вне непосредственного госконтроля хедж-фонды ограничены ответственностью по собственным кон-трактам с инвесторами, поэтому могут выбирать более сложные (часто более рискованные) инвестиционные стратегии, например: продажи без покрытия, инвестиции в рынки фьючерсов, свопов и прочих деривативов. В последние годы активность хедж-фондов на рынках публичных ценных бумаг значительно выросла. На американском рынке около 30% всех облигаций торгуется через хедж-фонды. Они же участвуют в 30% трансакций на фондовых рынках в США и Европе. Через них проходит около 50% сделок по деривативам с инвестиционным рейтингом и выше, а также более 55% объема торгов облигациями развивающихся рынков. Хедж-фонды доминируют на некоторых нишевых рынках, например в торговле деривативами с высокой доходностью. В богатом финансовыми кризисами 2007 г. активность хедж-фондов резко повысилась на рынках сырьевых товаров, прежде всего — нефти, металлов и зерна.
В этой связи необходимо сделать одно небольшое отступление. В последнее время в связи с развитием ипотечного кризиса в США и его распространением на другие сферы финансовой деятельности во многих странах предпринимаются активные действия по установлению причин этого кризиса. Первые виновники уже названы — рейтинговые агентства, якобы просмотревшие риски. Второй причиной некоторыми аналитиками все чаще называются элементы срочного рынка: фьючерсы, опционы и т.д.
По нашему мнению, американский ипотечный кризис был давно предопределен, можно сказать — он был запрограммирован. В 2000 г. аналитики S&Р на основании данных от ипотечных кредиторов сделали странный вывод, что дефолт по комбинированному кредиту — когда заемщик в дополнение к ипотечному кредиту берет второй, пуская его на первоначальный взнос, — не более вероятен, чем по обычному ипотечному кредиту. Принятое решение позднее способствовало росту рынка высокорискованных ипотечных кредитов до $ 1,1-1,3 триллионов.
Здесь мы не можем удержаться от комментария: интересно было бы посмотреть на тех умников, кто сделал такой вывод и кто ему поверил. Следуя его логике, можно затем последовательно брать 3-й, 4-й, 5-й и т.д. кредиты в обеспечении первоначального взноса. И всего за $10-100 тысяч скупить всю экономику США, причем без повышения риска дефолта.
Лишь в 2006 г. S&Р изменило мнение, но было уже поздно. По нашему мнению, дело здесь не в срочном рынке (то есть — не инструментах финансовой политики, которые, как и любые инструменты, могут оказаться полезными или вредными в зависимости от цели), а в закрытости тех организаций типа хедж-фондов, которые этот инструмент применяют.
На самом деле хедж-фонды являются «тайной, покрытой мраком», финансовыми «черными дырами»; они не подлежат регулированию со стороны государственных органов. Теоретическим обоснованием подобного невмешательства в дела хеджевых фондов является то, что их клиентскую базу составляют инвесторы, чей личный капитал превосходит $1 млн и чьи доходы превышают $200 тысяч в год. Предполагается, что такие люди должны иметь достаточно финансовой смекалки, чтобы самостоятельно контролировать свои вложения. Стандартной комиссией считается 2% при возврате на вложенный капитал 20 %.
Странно, не правда ли? Для финансовых организаций с общим объемом активов, сопоставимым с капитализацией некоторых национальных фондовых рынков, в США не нашлось подходящего закона?
Другими словами, хедж-фонды, которые способны если не обвалить, то, по крайней мере, существенно деформировать фондовой рынок любой развивающейся страны — Индии, Китая, России, Бразилии — и обеспечить перераспределение значительных капиталов в нужных для их организаторов направлениях, никем не регулируются и никому не предоставляют никакой информации о своей деятельности. И это происходит в стране, руководители которой выступают за рыночные отношения, со всех высоких трибун говорят о необходимости обеспечения прозрачности, реализации мониторинга и международного контроля. Понятно, что существующие прорехи в законодательстве — это не случайность или упущение нерадивых чиновников и т.д., а специально созданные лазейки, предназначенные для управления финансовыми рынками незаконными средствами. И грош (или цент) цена идеальной прозрачности в остальных его сегментах, если имеется абсолютно непрозрачная и весьма значительная часть она всегда и будет определяющей в кризисных ситуациях.
Поэтому неудивительно, что хедж-фонды, особенно оффшорные, в последние годы стали объектом пристального внимания правительств ряда стран и международных институтов, которые объявили войну отмыванию «грязных денег».
Разумеется, не все оффшорные хедж-фонды используются для проведения финансовых махинаций, однако, как отмечают эксперты, нечто из того, что происходит в оффшорном мире, дает основания для беспокойства.
В качестве примера сомнительных операций с капиталом через оффшорные территории нередко приводится тихоокеанский остров Науру. Этот остров, площадь которого составляет всего 21 км2, по территории превосходит только Ватикан и Монако. На нем проживают 12,3 тысяч жителей. Зато действующие на острове законы о банковской тайне позволили в 1998 г. (последнем, для которого имеются данные) «перекачать» через оффшорные банки, зарегистрированные в этой стране, более $70 миллиардов капитала, сомнительным образом вывезенного из России.
Таким образом, хедж-фонды -- это инструменты, скорее, неквалифицированного инвестирования, а перевода и концентрации больших капиталов на нужных для США направлениях.
Рост влияния фондов все чаще вызывает дискуссии о необходимости ввести законодательные ограничения их деятельности. Сами организаторы хедж-фондов понимают, что полагаться только на эффективность менеджмента неправильно. В конце января 2008 г. группа из ведущих лондонских хедж-фондов (известная как НFWG) объявила о создании списка добровольных правил для менеджеров хедж-фондов. В группу входят 14 крупнейших хедж-фондов Британии, включая Маn Group, GLG Partners, Lansdowne Parters, Маrshall Wасе и Вгеvа Ноward. Фактически это первая попытка ввести саморегулирование для этой отрасли финансов, которая традиционно считалась свободной от какого бы то ни было надзора. Как заявил Эндрю Лардж, бывший замглавы Банка Англии, возглавивший «группу НFWG», британский кодекс будет зависеть от требований к хедж-фондам со стороны инвесторов - по принципу «подчиниться требованиям или объяснить отказ». Новые стандарты в отрасли окажутся под надзором Совета по стандартам (НFWВ). Менеджеры тех фондов, которые войдут в совет, будут либо подчиняться правилам, либо объяснять свой отказ. Кроме того, от базирующихся в Британии хедж-фондов потребуется большее раскрытие операций и суш инвест-стратегий, принятых на себя рисков и методов оценки сложных активов.
Важное нововведение: правила не будут разрешать распространенную до сих пор практику использования полученных в заем акций для голосования на собраниях акционеров. Такая практика во время ряда сделок по слияниям и поглощениям в Британии и в США подверглась серьезной критике, поскольку позволила хедж-фондам оказывать влияние на происходящее в компаниях без собственных инвестиций.
Внимательнее вчитайтесь в предыдущий абзац. О какой рыночной экономике может вообще идти речь при подобном порядке совершения миллиардных сделок? Уже только этот один факт подтверждает то, что мировая экономика серьезно, может быть — уже неизлечимо, больна…

… Наконец, существуют суверенные фонды в таких странах, как Россия. Эти фонды не только не служат национальным интересам , но искажают и деформируют экономики своих стран. Так же, как их физические аналоги — астрономические «черные дыры», искривляющие пространство-время и безвозвратно втягивающие в себя вещество и энергию.
Действительно, согласно требованиям МВФ, которым почему-то следует Россия, вся валютная выручка российских сырьевых компаний должна продаваться на валютной бирже. Основным игроком здесь выступает Центральный Банк (ЦБ). Это — первая странность (подобных странностей будет еще много по ходу дальнейшего изложения) — допускать к торгам организацию, которая имеет исключительное право печать деньги
…Естественно, что ЦБ решает этот вопрос в свойственной ему манере — просто печатает и запускает в обращение дополнительные рубли, часть из которых через некоторое время возвращается Минфину в виде налогов. Но оставшаяся часть свеженапечатанных рублей продолжает свое обращение.
Естественно, что возращенные рубли целесообразно вывести из обращения, иначе они приведут к дополнительной инфляции. Поэтому они поступают на специальный счет Минфина и оседают в стабилизационном фонде, получая адекватное отражение в золотовалютных резервах ЦБ. Иначе говоря, эти средства формально являются пассивами ЦБ и «растворены» в составе золотовалютных резервов (ЗВР)…
С 2008 г. стабилизационный фонд разделен на 2 фонда: резервный и фонд национального благосостояния. На момент написания данной статьи в этих 2-х приемниках стабилизационного фонда сосредоточено $125,4 миллиардов и $32 миллиарда, соответственно.
Все бы ничего. Но только, как известно, российские ЗВР размещены в якобы надежных низкопроцентных ценных бумагах США, проценты по которым значительно ниже реального темпа инфляции доллара США. Поэтому при любом раскладе внешнеполитической ситуации эти деньги в Россию уже не вернутся.
Стабилизационный фонд обречен оставаться без движения: если его использовать на внутренние цели, то инфляция в российской экономике значительно увеличится. Поэтому у нас и происходят такие чудеса: при якобы больших объемах суверенного фонда появляются проблемы с ликвидностью, а российские формы и организации берут долги не в собственной стране, а за рубежом.
Средства российского стабилизационного фонда (точнее — их валютное отражение в ЗРВ) до сих пор расходовались только на погашение внешних задолженностей или формально перемещались в другие фонды…
еще одна странность: постоянный, от года к году, профицит федерального бюджета при непрерывно возрастающей налоговой нагрузке, которая возрастает не только в номинальном, но и в реальном выражении (то есть, с поправкой на инфляцию). Ей может быть только одно объяснение — в правительстве четко осознают, что средства российского суверенного фонда (суверенных фондов) никогда в экономику не вернутся. И что особенно раздражает — так это примитивные аргументы финансовых чиновников, пытающихся скрыть истинное положение дел. Но не все напечатанные ЦБ рубли удается возвратить в виде налогов — часть из них продолжает циркулировать в экономике, разогревая инфляцию.
Именно наличие рублей, необеспеченных товарами и услугами, является основным источником высокой инфляции. А не злонамеренные китайцы, которые всеми своими 1,5 миллиардами вдруг начали пить молоко. И не российские перекупщики сельскохозяйственной продукции, — можно подумать, что их не было в прошлые годы (именно об этом, как об основной причине мирового финансового кризиса, писал ряд СМИ).
Для выявления «масштаба бедствия» оценим мощность этой «черной дыры» российской экономики.
В 2007 г. в российские ЗВР было перечислено около $160-170 миллиардов, то есть около 12-13% валового внутреннего продукта. Другими словами, каждый гражданин РФ — люди активного возраста, дети, старики, инвалиды — фактически заплатил дань США в размере восьмой части общего дохода. Именно дань, а не налог, потому что налоги возвращаются в виде социально значимых инвестиций. А здесь — навсегда выведены из экономики активы.
При татаро-монгольском иге жители Руси платили примерно десятую часть всех… Сейчас платим больше. Поэтому не стоит удивляться тому плачевному состоянию, в котором реально оказалась российская экономика к началу 2008 г, Не преувеличивая, можно сказать, что основные беды современной России на 90% обусловлены ежегодным выводом из ее экономики сотен миллиардов долларов…

Заключение

Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно. Если в мировой экономике и финансовой системе длительное время существует «темная материя», искажающая реальную систему материального производства и распределения, значит, такой мировой порядок соответствует чьим-то целям и интересам.
Нетрудно понять — чьим именно. Последние 20 лет в мире существует только одна страна, способная без серьезных последствий для своей национальной безопасности деформировать все мироустройство. Это - США.
И совершенно понятно, для чего она это делает — для экспансии американского доллара. Фактически уже с 1944 г. США печатают и распространяют по всему миру необеспеченную товарами и услугами зеленую бумагу. То, что это действительно так, документально подтверждено президентом США Р. Никсоном, 15 августа 1971 г. разорвавшим связь американского доллара с золотом и тем самым превратившего валютные резервы многих стран в вороха зеленой бумаги. Но лишние доллары периодически целесообразно выводить из обращения (по американской терминологии, принятой и российскими финансистами, — стерилизовать) — иначе произойдет резкая потеря доверия к этой валюте, она обесценится и не будет никем восприниматься.
С другой стороны, обесценивание доллара выгодно для США, т.к. это позволит решить проблему огромного долга этой страны, величина которого, по некоторым оценкам, приближается к $40 триллионам.
То есть перед США стоит сложная трехцелевая задача: так организовать процесс обесценивания своей валюты (1-я цель), чтобы она не перестала использоваться в мировой финансовой системе (2-я цель), а обращающиеся в мире доллары не вернулись в американскую экономику (3-я цель). Это позволит США еще некоторое время выкачивать из других стран материальные ресурсы в обмен на бумагу.
Эта проблема очень непростая, требующая применения специальных инструментов: финансовых, дипломатических, военных, а также их комбинаций. Поэтому недаром было сказано: «Думаете Бушу легко?!» Чувствуется, что пожалевший американского президента знает, о чем говорит. Недаром он тоже 8 лет пахал, как раб на галерах.
Дело дошло до того, что выступивший 10 февраля 2008 г. на 44-й ежегодной конференции по вопросам безопасности 1-й вице-премьер Сергей Иванов в своем докладе заверил собравшихся, что Россия «не стремится скупить весь Старый Свет за свои (выделено нами) нефтедоллары». То есть российское правительство вынуждено оправдываться, что оно предприняло некоторые шаги по приобретению западных активов за доллары и евро, полученные от продажи своего сырья. Если назвать вещи своими именами, то этой фразой фактически признается конец процесса декларируемой глобализации мировой экономики и обозначается ее истинная роль. Эта фраза также характеризует реальную степень самостоятельности российского правительства в принятии важных стратегических решений.
Для стерилизации лишней долларовой массы по всему мировому экономическому пространству создается и распределяется «темная материя»: в странах с развитой рыночной экономикой — хедж-фонды, в странах с управляемыми режимами — подконтрольные США суверенные фонды, периодически устраиваются масштабные кризисы на фондовых рынках.
В астрофизике существует понятие критической плотности материи. Если реальная плотность вещества и энергии будет ниже критической, то ситуация в конце концов стабилизируется. Но если плотность материи станет выше критической, то Вселенная через некоторое время начнет необратимо сжиматься и все закончится новым Большим взрывом — глобальной катастрофой.
Что-то подобное происходит и в мировой экономике. Причем, похоже, процесс уже принял необратимую форму: количество «темной материи» уже превысило критический уровень. На это указывает расширение перечня применяемых инструментов внешней политики США, которая, при попустительстве других стран, становится все более безапелляционной. Применение других инструментов указывает на то, что традиционные схемы уже не срабатывают.
Все более просматривается желание США создать дополнительные проблемы своим партнерам-конкурентам, которые бы облегчили распространение и хождение доллара по всему миру. Войны в Ираке, нагнетание напряженности около Ирана, оккупация Афганистана, превращенного в мирового лидера по производству героина, из-за которого на наркотической игле оказалось половина Европы и Азии. Наконец, обстановка вокруг Сербии и Косова — бомба под государственное устройство десятков стран Европы и Азии.
Только совсем наивный человек может не увидеть, что проблемы с американским долларом на фоне сокращающихся запасов углеводородов и урана, агрессивность внешней политики США — это звенья одной цепи. Мы не хотим никого запугивать, но, по нашему мнению, современные тенденции развития мировой экономики и финансовой системы при резком наращивании военного потенциала США и отсутствии действенной системы международного контроля чреваты новой мировой войной. По крайней мере, предыдущие мировые войны во многом имели корни именно в дефектах мировой финансовой системы.
Для предотвращения войны требуется серьезная модернизация ОНН и целого ряда других международных организаций, т.к. ключевые проблемы экономической безопасности — это проблемы не отдельных стран или даже регионов, а мира в целом.
Мы понимаем, что разочаруем тех читателей, которые по прочтении настоящей статьи хотели бы увидеть четкие рекомендации для себя или своей фирмы. Но болезнь очень серьезна и сильно запущена; даже потенциала всей страны или даже группы стран может оказаться недостаточно для ее решения…


Гриняев Сергей Николаевич — доктор технических наук.
Фокин Александр Николаевич — доктор технических наук,
действительный член Академии Военных наук
2008 г. журнал «Имперское возрождение»
Tags: financial academy
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments