imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Category:

«И-цзин»: обуздание изменчивой стихии



Древняя письменность народности шуй

В 2005 г. в провинции Гуйчжоу была найдена «Шуй шу» - «Книга вод» народности шуй. Она содержит фрагменты текста «Лянынань» - «Цепь гор», древнейшей редакции «И цзи-на» - «Канона перемен». Иероглиф 水 шуй означает «воду». Он присутствует и в названии «Книги вод» - 水书 шуйшу, и в названии народности шуй - шуйцзу. Символические построения и мантические образы «Канона перемен» тоже связаны со стихией воды.
Предки шуйцев переселились с севера Китая во времена династии Шан-Инь (1600-1027 гг. до н.э.) и постепенно смешались с местным населением. В наши дни народность шуй проживает в провинциях Юньнань, Цзянси, Гуйчжоу и Гуанси-Чжуанском автономном районе, ее численность составляет около 350 тыс. человек.
Шуйцы имеют сходство с древними народами лоюэ, одной из групп многочисленных племен юэ Юж-ного Китая. Культура предков шуй явно обнаруживает сходство с археологическими памятниками Эрлитоу (Хэнань) - крупнейшей культуры до 1500 г. до н.э. не только на территории Китая, но и во всей Восточной Азии.
В средневековых китайских сочинениях говорится, что территория к югу от пяти священных пиков Китая в древности не делилась на области и уезды. Эти земли периодически затапливались разливами рек, озер и подъемами морской воды. Здесь и проживал народ ло, который считался необычайно стойким, поскольку после каждого наводнения вынужден был заново осушать и обрабатывать землю. Вероятно, ритмика взаимодействия с водной стихией сказалась на мировоззрении народов ло и шуй, что и было запечатлено в их письменных источниках. Поскольку же периодика кратковременных и долговременных приливов и отливов вод связана с переменами космоса, то в «Книгу вод» вошел и «Канон перемен» в редакции «Лянь шань».
Шуйцы называют «Книгу вод» именем «Ле суй» - лесуй. Иероглиф «ле» означает «текст», «суй» означает «шуец». Этимологически иероглиф «ле суй» восходит к лексике языка восточной части провинции Хэнань. Знаки «Книги вод» можно разделить на три группы. Во-первых, это пиктограммы, имеющие сходство с письменами на черепашьих панцирях и костях (цзягувэнь) и надписями на бронзовых сосудах (цзиньвэнь). Во-вторых, это знаки китайской традиционной письменности, но в перевернутом, зеркальном или измененном написании. В-третьих, это сакральные и мантические символы, выражающие культурные коды и архетипы народности шуй.
Содержание «Книги вод» включает наиболее важные знания народности шуй из области астрономии, географии, религии, народных обычаев, этики и философии. Древняя письменность народности шуй передавалась из поколения в поколение Среди толкователей «Книги вод», по своим социальным функциям близким древним шаманам и даосским наставникам. «Книга вод» состоит из двух частей - «Белой книги и «Черной книги». «Белая книга» до сих пор используется при погребальных обрядах и жертвоприношениях духам предков, при строительстве домов и планировке селений, в торговых делах, в длительных путешествиях, а также в гадательных процедурах перед бракосочетанием и родами. Гораздо меньше известна непосвященным «Черная книга», в которой содержатся тайные способы экзорцизма.

Древние знания «Канона перемен»

В «Книге вод» содержатся древние знания «Канона перемен» - теории восьми триграмм, девяти дворцов, двадцати восьми домов, небесных стволов и земных ветвей, сил инь и ян, пяти стихий, шестидесятиричного календарного цикла и многое другое. Происхождение этих теорий освящено и отражено в мифах о первопредках и древних правителях.
Примером тому может служить легендарный основатель китайской цивилизации Фу Си. Именно он был первым, кто сплел сеть, научил людей ловить рыбу, укротил природный огонь и перенес его в домашний очаг. Однажды Фу Си на берегу реки Цай удил рыбу, а поймал белую черепаху. Он сразу же пустил ее в пруд, чтобы она подросла. Как-то он услышал, что в реке Цай появилось странное существо. Фу Си поспешил на берег и увидел это удивительное создание-то ли дракона, то ли лошадь с узорами на спине. Фу Си скопировал узоры и вдруг заметил их сходство с узорами на панцире белой черепахи.
Пытаясь постичь смысл узоров, Фу Си научился гадать на костях животных и начертал восемь триграмм (ба гуа): Цянь (Небо), Дуй (Водоем), Ли (Огонь), Чжэнь (Гром), Сюнь (Ветер), Кань (Вода), Гэнь (Гора), Кунь (Земля). Они обобщали все явления природы. Так из воды вышли начертанные на спине дракона-лошади письмена естественности, которые Фу Си цивилизовал и превратил в графические символы.
Унаследовавший Поднебесную Первопредок Шэнь-нун изобрел соху и плуг, обмен товарами, прядение и ткачество, музыкальные инструменты, лук и стрелы, гончарное дело и лекарства. Он научил людей добывать огонь трением и общаться с духами. Всю эту технологию Шэнь-нун взял из гексаграмм «Канона перемен», полученных из сопряжения триграмм. Не случайно, что одним из имен Шэнь-нуна стало ицзиновское имя Лянынань.
Судьбы «Книги вод» и «Канона перемен» продолжились в последующих поколениях Первопредков. На престол поочередно вступали Хуанди, Яо и Шунь, Хуан-ди. В свою очередь, они разработали правила жертвоприношений духам и ритуалы погребений, изобрели колесницу, лук и стрелы, выстроили крытые наземные жилища, создали письменность взамен «узелкового письма» и календарь. Образцы всего этого они тоже взяли из гексаграмм «Канона перемен».
Цивилизация развивалась. Однако человечество в своей творческой мощи вышло за пределы естественного хода вещей, и водная стихия разбушевалась. Начался мировой потоп, вернувший Поднебесную к исходному первоначалу - хаосу. Усилия Первопредков по обузданию потопа не увенчались успехом. Перед Поднебесной встала дилемма: развиваться по пути естества или по пути цивилизации. За дело взялись два могучих потомка Первопредка: со стороны естества - Гунь, со стороны цивилизации - Юй. Победила цивилизация. Юй получил от Первопредка «Великий план (обуздания потопа) в девяти разделах» и укротил водную стихию, получив за заслуги звание Великого Юя.
Потоп в буквальном смысле пролег водоразделом в истории Поднебесной. Времена до потопа и система триграмм Фу Си стали называться «прежденебесными» (сянь тянь), а времена после потопа - «по-сленебесными» (хоу тянь). «Посленебесное» состояние Поднебесной потребовало отыскания кода гармонии во вселенской ритмике инь-ян и соответствующего изменения порядка восьми триграмм и 64-х гексаграмм. Прошло немало веков, пока основатель династии Чжоу (1045-221 гг. до н.э.) Вэнь-ван не утвердил новый порядок триграмм, который получил название «порядка триграмм по Вэнь-вану»: Цянь (Небо), Кунь (Земля), Чжэнь (Гром), Кань (Вода), Гэнь (Гора), Сюнь (Ветер), Ли (Огонь), Дуй (Водоем). Вероятно, значительную роль в поиске устойчивых оснований Поднебесной сыграла система «Ляньшань», лишь фрагментарно сохранившаяся в «Книге вод».

Перемены «Ляньшань»

В 2010 г. китайский исследователь Хань И издал работу «Перемены «Ляньшань»». Основываясь на изучении «Книги вод» народности шуй, он попытался реконструировать текст «Ляньшань». И хотя вопрос подлинности текста является дискуссионным, для исследований «И цзина» открылись новые горизонты.
Из конфуцианских сочинений известно, что гадание по системе «Ляньшань» указывает на то, как с помощью знаний о четырех сезонах, шести видах ци и чередованиях фаз расцвета и упадка, а также понимания трех начал (Неба, Земли и Человека) определять благоприятные и неблагоприятные дни для торжественных мероприятий, счастливый и несчастливый исход намечаемых дел. Примечательно, что в гадании на стеблях тысячелистника в практике «Ляньшань» использовалось 97 стеблей, в то время как в системе «Чжоу и» -50 стеблей. Следовательно, методы отличались, и система «Ляньшань» приобретает особое значение.
Учение о «Переменах» в системе «Ляньшань» представляет собой наследие древней аквакультуры. Это своего рода онтология древних рыболовов, а затем и охотников, запечатленная в гадательных письменах и воплощающая закономерные связи вещей окружающего мира.
Некоторые исследователи считают, что «Ляньшань» является самой древней книгой, в которой нашел отражение ранний этап развития культуры Китая. Согласно «Чжоу ли», гадательные практики и методы Фу Си и Шэнь-нуна при династии Ся были записаны, так и появился текст «Ляньшань». Главным символом «Ляньшань» стала триграмма Гэнь, являющаяся ключом к замку восьми триграмм. Триграмма Гэнь символизирует Гору, надежный ориентир, помогающий найти правильный путь в хаосе изменчивой водной- стихии. Устойчивые образы напоминали древним усмирителям потопа поднимающиеся из воды вершины. Облачная дымка в горах воспринималась как их дыхание, соединяющее Небо и Землю. Такой образ являет собой «Ляньшань»-загадочный и пока неразгаданный остров китайской культуры
.

А.Ю. Ионов, научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Журнал Китай №8 август 2014 г.
Tags: chinatown, язык птиц
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments