imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Category:

СЕРБСКОЕ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ

Примечательным элементом сербского герба являются полукольца, окружающие крест как на рисунке слева, примерно такой упрощенный символ рисуют на каждом заборе под напоминанием, что «Koсoво je Ceрбиja».
Предполагают, что первоначально эти знаки были полумесяцами или звеньями разорванной цепи, но в геральдике за ними закрепилось название – «огнивы». В качестве огнив они имели значение охраны святого креста от зла со всех сторон, но не покидали государственную символику даже в советский период, далекий от христианской тематики.
Обычно «огнивы» трактовали как буквы. Византийские греки видели в нем букву «бета» и читали фразу из четырех начинающихся на «б» слов: «царь царей, правящий над царями» - символ верховенства своих императоров (басилевсов)[1]. Сербы же, естественно, видели в рисунке огнива кириллическую букву «с» и символ заповеди святителя Саввы Сербского, о том что "только единство спасёт Сербию".



 

 

 



"Четири слова,

четири слова

заставио свети Сава:

"Само слога

Србина спасава" [2]



Крест с огнивами был узаконен в качестве символа Сербского государства во второй половине XII века, в период правления Стефана Немани. Его сын и преемник Стефан Первовенчанный, добившийся в 1217 году королевского титула, дополнил герб еще одной эмблемой суверенитета — двуглавым орлом[1].



Помимо орла в гербе средневекового сербского царства «огнивам» также нашлось своё место. И кроме них в качестве венчателя правой короны в нём нашлось место женщине с красным флагом, в верхнем правом углу которого изображена пятиконечная звезда – символика, лишающая революционеров нового времени геральдического первенства.
Очевидно, что если в средневековой геральдике речь не может идти о коммунистической символике, то это отображение чего-то более раннего. Идентификация знаменосной героини возможна благодаря изображениям, которых нет ни в одном мировом источнике, хотя они были найдены не один раз на античной керамике. На платье богини Артемиды или римской Дианы, (этрусская Артум), в большинстве случаев был изображен, один к одному, сербский герб с четырьмя осцилами. Эта покровительница Трои была не греческого происхождения, и ей покланялись на всем Медитеране, а она покровительствовала фракийским женщинам и скифским амазонкам[3]. Можно предположить почему «звенья разорванной цепи» или красные знамёна для символики именно этой богини вполне уместны:




по преданию, при шестом царе Рима Сервии Туллии на Авентинском холме, где жили плебеи был выстроен первый храм Дианы. Сервий Туллий был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus — «раб»)[4]. Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника. [5]



Таким образом, если носительница красного штандарта с пятиконечной звездой предводительница плебеев Диана - Артемида, то огнивы-осцилы как раз могут быть звеньями разорванной цепи, символизирующими то же, что и само красное знамя, которое по легенде впервые появилось при восстании Спартака, как вздернутый на пике фригийский колпак, который был красного цвета. Фригийцы – они как раз выходцы с Южных Балкан (ок. 1200 г. до н.э.), т.е. с Медитерана, где и поклонялись Артемиде. Примечательно, что по книгам Ж. Валле народный эпос приписывает красный колпак к традиционному элементу гардероба фей, а «феи … почти одинаковы, или полностью одинаковы, с мистическими демонами средних веков» - по утверждению Вальтера Вентца (1878 – 1965), американского антрополога, исследователя кельтской, мексиканской, египетской мифологии, пионера тибетского буддизма и преподавателя Стендфордского университета.
Как писал Жак Валле: «Прежде всего, покажем, что вера в возможность свадьбы между человеком и нечеловеческой "расой", которая является предметом нашего изучения, основана на исторических материалах». В своей книге он, ссылаясь на христианского теософа Малуэнду (а тот в свою очередь на историков Плина и Дениса Гиликарпасского), рассказывает о благородных мужах, родившихся в результате таких браков, среди которых и Сервиус Туллиус[6] – устроитель первого храма Дианы-Артемиды, покровительницы беглых и восставших рабов.
В письме Рене Генона к Кумарасвами от 14 июля 1945 г. указывается, что соединение мужчины с nagini - женщиной-змеей - характерно не только для Индии, но и для Европы - примеры потомства от таких союзов - польские Ягеллоны и французские Лузиньяны. Исследователь французского средневековья Адьфред Мори писал: «Мы можем говорить о многочисленных феях, становившихся истинными домашними божествами <...> Мелюзина для таких родов, как Лузиньяны, Люксембурги и Соссенажи, признававших ее своим предком… Фея … на происхождение от которой претендовал Готфрид Бульонский, принадлежала к их же числу». Что касается, к примеру, Мелюзинды, то она тоже имеет связь с Балканами, будучи по легенде дочерью короля Албании Элинаса, он заточила в горе своего отца, и за этот грех должна была каждую субботу превращаться в змею[7]. Возможно, что для объяснения появления героини с красным знаменем на сербском гербе нужно смотреть родословную сербских королей.
Еще примечательно, что происхождение имя Diana, которое возможно, имеет тот же индоевропейский корень (авест.:daēuua, daāua, daēva), что и Дэвы – злые духи, противостоящие духам — носителям добра — ахурам в зороастризме. Позднее Диану отождествляли с Гекатой, помещая ей изображения на перекрёстках. В качестве лунной богини она приобретает рога и отождествляется с Великой Матерью Богов — Малоазийской Кибелой. Поэтому предположение, что огнивы-осцилы первоначально были полумесяцами тоже имеет право на жизнь.
В Эфесе, в Малой Азии почиталось изображение Артемиды "многогрудой". Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения и Амазонок, был одним из семи чудес света.



- Statue of Artemis Ἄρτεμις, twin sister of Apollo_in Tripoli's Jamahiriya Museum_Libya

Слева - Диана Эфесская - женщина- амфибия. Эфесский археологический музей, Турция
Справа - Диана. Капитолийский музей в Риме


Серия «ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ» журнала Альманах «ВОКРУГ СВЕТА» (выпуски за 1989-1997г.)[1]
http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070121.shtml[2]
http://srbinda.narod.ru/serbskiy_gerb.htm[3]
http://www.roman-glory.com/tokmakov-reforma-serviya-tulliya[4]
http://www.foxdesign.ru/legend/diana2.html[5]
Ж. Валле Хроники появления инопланетян[6]
В. Карпец "Священная загадка" или священная тайна?[7]
Tags: язык птиц
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment