imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Виктор Потапов "Парижское климатическое соглашение: Что же подписала Россия в Нью-Йорке?" часть I



За 20 лет действия климатических соглашений в России так и не создано ни одного элемента национальной системы регулирования выбросов и поглощения парниковых газов!
На круглом столе, состоявшемся 19 июля 2016 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил результаты научно-исследовательской работы «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России».
В докладе достаточно подробно изложены риски для экономики России в случае введения международного «углеродного» налога. К сожалению, в докладе не нашли своего отражения условия введения подобного налога и серьёзные риски для экономики России её безопасности и суверенитета, связанные непосредственно с решениями 21 Конференции Сторон (КС) рамочной Конвенции ООН об изменении климата (РКИК).
Парижское климатическое соглашение как приложение к решению 21 Конференции Сторон РКИК (Рамочной конвенции по изменению климата) — это некая декларация о намерениях. Давая интервью в феврале 2015 года на проходившей в Москве французско-российской конференции по климату автором сих строк было сказано:

«Слишком много противоречивых позиций у разных стран. Ведь надо понимать, что есть страны-обладатели поглотительного ресурса, как Россия. Не только лес, это и тундровые территории, это и сельскохозяйственные угодья, которые у нас на сегодняшний день зарастают лесом. Есть страны, у которых нет такого потенциала, как в России. Есть страны-экспортёры энергоносителей, есть страны-потребители энергоносителей. У них разные интересы, поэтому свести эти интересы в какое-то компромиссное соглашение международное, когда этот компромисс удовлетворил все стороны. Эта задача, на мой взгляд, не реализуема. Поэтому, если родится, то родится какой-то суррогат типа Киотского протокола, который также будет просто декларировать благие намерения и вымащивать дорогу в ад, как это было в Киотском процессе».

А все «дьявольские детали» — конкретные обязательства стран-участников Парижского соглашения, руководящие указания, правила, условия, процедуры и методологические основы, порядок определения вкладов — будут приниматься рекомендательным порядком решением Сторон РКИК и утверждаться решениями Сторон Парижского соглашения, как это и вытекает из текста решения 21 Конференции Сторон РКИК.
Подобная практика была использована ещё в конце 90 годов прошлого столетия, когда готовились аналогичные «дьявольские детали» выполнения Киотского протокола, принятого в 1997 году. Согласно этой практике страны оказывались перед фактом решений Конференции Сторон (КС), как некоему положению международного соглашения, которое не требуют процедуры ратификации и которое принимают представители стран на переговорах. В рамках Киотского протокола руководящие указания, правила, условия и процедуры, так называемые Марракешские решения его выполнения, были приняты в 2001 году на конференции РКИК в Марракеше. При этом, как стало известно на парламентских слушаниях, состоявшихся несколько лет позднее, Россия подписывала Марракешские решения даже не имея официального перевода его текстов на русский язык!
Видимо, международным координаторам киотского процесса лень разрабатывать сценарий реализации Парижского климатического соглашения и они идут «степ бай степ» по киотскому сценарию и поэтому проведение следующей 22 конференции РКИК намечено в Марракеше.
Поэтому, когда нас наши переговорщики убеждают, что в Парижском климатическом соглашении (ПКС) нет строгих обязательств и ответственности для стран — это «от лукавого», потому что и конкретное содержание обязательств, и меры ответственности будут в дальнейшем приниматься Сторонами ПКС. А учитывая тот факт, что количество развивающихся стран в ПКС составит квалифицированное большинство, надо понимать, что наличие сговора между ними и, тем более, странами ОЭСР, не оставляет шансов России влиять на эти процессы в ходе принятия соответствующих решений. Этот вывод ярко подтверждается решением 18 КС РКИК, состоявшейся в Дохе (Катар), когда в 2012 году Россию и «разули и раздели и вытерли об неё ноги» даже в нарушение статей самого Киотского протокола.
Тем не менее, даже положения решения 21 конференции сторон в дают основания сомневаться в добровольности участия в ПКС. Например,

Пункт 26 просит Специальную рабочую группу по Парижскому соглашению «разработать дополнительные руководящие указания по характеристикам определяемых на национальном уровне вкладов для рассмотрения и принятия Конференцией Сторон», действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, на ее первой сессии.

Таким образом, Конференция сторон ПКС может принять руководящие указания по заявленным странами при подписании ПКС вкладам, и даже изменить существо их содержания. Аналогично к этому можно отнести и следующий пункт:

Пункт 28 просит Специальную рабочую группу по Парижскому соглашению разработать дальнейшие руководящие указания в отношении информации, которую должны предоставлять Стороны для содействия ясности, транспарентности и пониманию определяемых на национальном уровне вкладов, для рассмотрения и принятия Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения, на её первой сессии.

Когда мы говорим о необходимости применения научно обоснованной методологии учёта поглотительного ресурса российской территории (объёмов абсорбции углекислого газа), то надо полагать, что такую методологию нам могут просто не признавать в соответствии с пунктом 31 решения 21 КС РКИК:

Пункт 31. a) Стороны представляют отчётность по антропогенным выбросам и абсорбции в соответствии с общими методологиями и метриками, оцененными Международной группой экспертов по изменению климата и утвержденными Конференцией Сторон, действующей в качестве совещания Сторон Парижского соглашения.

Именно так это и происходило, начиная с середины 1990-х годов в рамках киотского процесса. Таким образом, возникает вопрос, что же подписала Россия в Нью-Йорке: решение 21 КС РКИК или текст Парижского соглашения? Ответ на этот вопрос определяет то, согласились ли мы заранее с шельмующей Россию и другие экологические страны-доноры методологией и заведомой дискриминацией поглотительного ресурса наших территорий, отдав это решение во внешнее управление?
И подобных деталей в решении 21 КС РКИК, принятом в Париже, более чем достаточно, что и определяет имеющиеся риски экологической, энергетической и экономической безопасности России и сохранение её суверенитета при участии в ПКС.
В принципе, при существующем в России балансе объёмов выбросов и поглощения 1 к 4 нам не нужны какие-либо международные соглашения по регулированию выбросов парниковых газов, в том числе и ПКС. Нам вполне достаточно принципа 2, принятого в Декларации ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и продублированного в преамбуле РКИК:

«В соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции» (далее — принцип 2 РИО).

А если мы хотим использовать поглотительный ресурс, которым пользуются страны-загрязнители, то нам можно и нужно использовать принцип 16 декларации РИО:

«Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование».

И подобный подход логичен. Почему наши налогоплательщики должны оплачивать содержание территорий и эко-системные услуги, поглотительным ресурсом которых пользуются другие страны? В настоящее время развернулась активная компания по ускоренной ратификации странами Парижского климатического соглашения. О ратификации его в 2016 году заявили США, Китай, Индия, Европейские страны, и уже генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приглашает все страны на ратификацию ПКС в сентябре 2016 года.
Конечно, странам-загрязнителям выгодны положения 21 КС РКИК, и они торопятся легализовать эти решения решениями Сторон Парижского соглашения после вступления его в силу в 2017 году, дабы избежать обвинений в нарушении Устава ООН и принципов международного права, основываясь на принципе 2 РИО.
Согласно существующему плану Правительства РФ, рассмотрение вопроса ратификации ПКС Россией намечено в 2018 году. В результате, руководящие указания, правила, условия, процедуры и методологическое обеспечение этих норм, а также порядок определения вкладов будут написаны и утверждены Сторонами ПКС, согласно решению 21 КС РКИК без нас, за нас и, как уже сложилось, против нас.
Поэтому само по себе откладывание решения вопроса о ратификации ПКС Россией на 2018 год ничего нам не дает — это заблуждение, в которое нас вводят переговорщики, координирующие эти процессы в России. Необходимо создать собственную национальную систему управления и регулирования объёмов выбросов и поглощения парниковых газов в качестве стратегии защиты от положений 21 КС РКИК.
Большинство международных природоохранных соглашений, заключённых после 1992 года, представляют собой правовые механизмы реализации стратегии стран-загрязнителей по обходу норм международного права, положений Устава ООН и избеганию ответственности, предусматриваемой принципом 2 РИО. Ещё 2004 году был опубликован доклад на конференции, проходившей в Ниагате (Япония), в котором рассматривались элементы национальных систем по управлению и регулированию выбросов и поглощения парниковых газов:

1. Необходимые элементы учёта выбросов и поглощения парниковых газов согласно положений РКИК:

1.1. Ежегодная инвентаризация источников фактических антропогенных выбросов и поглотителей, с оценкой уровней выбросов и поглощения, подготовленная по методике МГЭИК (Национальный кадастр).

1.2. Ежегодная инвентаризация результатов проектов и программ, сокращающих выбросы и увеличивающих поглощения парниковых газов, в том числе международных проектов совместного осуществления (Национальный регистр результатов политики и мер).

1.3. Система контроля за достоверностью отчётности предприятий об уровне выбросов и поглощения и ответственность за нарушения.

В принципе, сегодня необходимо признать, что принятая 12 лет назад ориентация на методологию МГЭИК была ошибкой. Последующий анализ показал, что методология МГЭИК была разработана при координации Международного энергетического агентства (МЭА) и Организации стран экономического развития. Фактически это методология двойных стандартов, разработанная в целях внешнего управления ресурсами стран по поглощению парниковых газов и ряда других интересов стран импортёров энергоресурсов, отражающая интересы стран загрязнителей.
В Проекте решения круглого стола в Аналитическом центре записано предложение о признании национальной методологии на международном уровне. Но прежде чем решать эту задачу, необходимо иметь эту национальную научно-обоснованную методологию. Сегодня, согласно приказу Министерства природных ресурсов, для субъектов хозяйственной деятельности России рекомендуется именно методология МГЭИК. Оценки объёмов выбросов и поглощения, которыми оперируют сегодня представители Министерства природных ресурсов России, не достоверны. Поэтому, прежде чем обсуждать какие либо действия России в рамках ПКС, необходимо иметь национальную научно-обоснованную методологию полностью отражающую объёмы ресурсов наших территорий по поглощению парниковых газов.
Продолжим рассмотрение элементов национальной системы регулирования, как они определены в докладе 2004 года:

Целесообразные элементы национальной политики и мер по стабилизации, сокращению выбросов и поглощению парниковых газов:

2.1. Национальная система регулирования выбросов парниковых газов.

2.2. Национальная система налогообложения выбросов парниковых газов.

2.3. Национальная схема направления средств от налогообложения за выбросы парниковых газов на функционирование национальной системы оценки выбросов и на стимулирование сокращений выбросов и их поглощения.

2.4. Национальная система «премирования» предприятий за сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения.

Что же мы собираемся обсуждать при рассмотрении вопроса о ратификации ПКС, когда у нас ни в рамках РКИК, ни в рамках Киотского протокола, ни в рамках ПКС нет ни одного элемента национальной системы управления и регулирования выбросов и поглощения парниковых газов?
В странах ЕС с 2005 года введена система торговли правами на выбросы, которую они разработали ещё в 1996 году. В США система торговли вредными выбросами введена в 1992 году, а системы, подобные европейским, введены в ряде штатов. В Казахстане 3 года назад была введена система управления, аналогичная действующей в странах ЕС. Позже оказалось, что такая система для Казахстана не подходит и её действие было приостановлено. Но важно, что даже дружественная нам страна Таможенного союза занимается опробованием различных механизмов управления и регулирования объёмов выбросов и поглощения парниковых газов. Даже в Китае и Индии введены пилотные системы управления и регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в ряде провинций. У нас в России на этом поле «конь не валялся».
Из примерного перечня необходимых нормативных актов для системы управления и регулирования выбросов и поглощения парниковых газов ни в рамках обязательств по РКИК до 2005 года, ни в рамках Киотского протокола до 2012 года до настоящее времени в России также нет ни одного.

1. Положение о Национальной системе оценки и ведения кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов.

2. Положение о Национальном плане регулирования уровней выбросов парниковых газов в период 2000—2007 и последующие годы.

3. Положение о порядке контроля уровней выбросов парниковых газов на предприятиях и организациях расположенных на территории страны.

4. Положение о порядке переуступки результатов проектов, сокращающих антропогенные выбросы и увеличивающих поглощения парниковых газов на территории страны.

5. Положение о стимулировании проектов, сокращающих антропогенные выбросы и увеличивающих поглощения парниковых газов на территории страны».

Даже «Положение о Национальной системе оценки и ведения кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов», введённое в России в 2006 году, оказалось без кадастра объёмов выбросов и поглощения по субъектам хозяйственной деятельности…
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: brainstorming, global world order
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments