imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

Эффективная система национальной разведки.

Покидая пост директора национальной разведки США, Майк Макконелл объявил о запуске новой информационно-поисковой системы типа Google, которая объединила все базы данных ведомств разведывательного сообщества и впервые после почти десяти лет бюрократической неразберихи позволила сотрудникам информационно-аналитических подразделений быстро получать доступ ко всем интересующим их материалам.
За 62 года существования разведывательного сообщества были отмечены взлеты и падения, проводились различного рода реорганизации, уточнялись и перераспределялись задачи его членов. Но несмотря на это, добиться реальной объединенности разрозненных ведомств в единое разведывательное сообщество длительное время не получалось. Именно это обстоятельство, по мнению ряда американских аналитиков, являлось причиной многих ошибок, приводящих к катастрофическим последствиям. Это и ошибки в вопросе определения наличия и возможностей оружия массового поражения в Ираке, и теракт 11 сентября 2001 года, и даже последствия урагана «Катрина» в 2005 году, которые бывший спикер палаты представителей конгресса Ньют Гингрич прокомментировал так: «Последствия урагана «Катрина» явились очень наглядным примером того, как наша бюрократическая машина разведывательного сообщества адаптируется к новым вызовам и угрозам. Изображения горя, смерти, нанесенного ущерба, транслируемые из Нового Орлеана, показали нам, что разведывательное сообщество не может своевременно и эффективно реагировать на «незапланированные» события и чрезвычайные происшествия. Даже страшно представить, что наша разведка не способна ни адаптироваться к новым угрозам и вызовам безопасности страны, ни быстро реагировать на них».

НАЧАЛО ПУТИ

Продолжающиеся в настоящее время изменения в американском разведывательном сообществе начались еще после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Тогда была сформирована новая структура – Министерство внутренней безопасности, на которое возложили функции обеспечения внутренней безопасности государства и координации усилий всех членов разведывательного сообщества в этой области. Следующим этапом реформ можно считать 2004 год, когда президентом был подписан закон «О реформировании разведки». Главной особенностью этого закона стало понижение статуса директора ЦРУ, введение нового поста директора национальной разведки (предыдущая должность директора центральной разведки совмещалась с должностью директора ЦРУ) с более широкими полномочиями и формирование аппарата директора национальной разведки.
Первый директор национальной разведки Джон Негропонте отмечал, что эффективная деятельность разведывательного сообщества заключается в первую очередь в объединении усилий зарубежной, военной и внутренней разведки в интересах обеспечения внутренней безопасности государства и защиты его интересов за рубежом.
Именно поэтому одним из главных направлений деятельности его аппарата стало формирование так называемого единого информационного пространства в рамках всего разведывательного сообщества. Для чего в аппарате директора даже была введена специальная должность руководителя проекта. Был создан ряд новых центров, в том числе национальный контртеррористический центр и центр разведки на основе анализа открытых источников информации, а также выпущены документы, определяющие порядок (инструментарий) взаимодействия и организации работы членов разведывательного сообщества по осуществлению аналитической деятельности в обеспечение борьбы с терроризмом и противодействию возможным угрозам.
В октябре 2005 года аппарат директора впервые выпустил «Национальную разведывательную стратегию». В документе были сформулированы пять основных задач разведывательного сообщества, в числе которых – поиск новых способов вскрытия и анализа угроз национальной безопасности, а также обеспечение ВПР страны достоверными и своевременными данными, необходимыми для принятия решения.
Но несмотря на то, что первые шаги по формированию единого информационного пространства, принятию решений о необходимости формирования новых цифровых баз данных и разработки планов создания централизованной системы подготовки специалистов информационно-аналитических служб предпринимались еще Негропонте, реальных результатов смог достичь только его преемник – Майк Макконелл.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ МАККОНЕЛЛА

Повышение уровня информационного обмена и было основной задачей, поставленной конгрессом в 2004 году при введении новой должности директора национальной разведки. Такая трансформация шла долго и трудно. Но в отличие от своего предшественника Джона Негропонте Макконелл, отработавший в должности меньше двух лет, смог преодолеть все технологические, организационные и самое главное – бюрократические препоны и сформировать из 16 разобщенных ведомств действительно одно единое сообщество.
В решении проблем взаимодействия принимали участие специалисты шести крупнейших разведывательных ведомств. И уже летом 2008 года организационные и технологические решения были найдены, включая и защиту информационных ресурсов на различных уровнях. К сентябрю от всех 16 ведомств было получено согласие осуществить переход на единую поисковую и почтовую систему, внедрение которой было поручено руководителю Управления национальной безопасности (УНБ). На первом этапе предполагалось подключить к системе шесть крупнейших ведомств разведки, в том числе ФБР, ЦРУ и УНБ, остальные 11 – до конца года, а командования и управления Министерства обороны – уже в 2010 году.
[...]
В рамках повышения эффективности информационно-разведывательной деятельности аппаратом директора национальной разведки был осуществлен целый спектр различных мероприятий, включая:

– создание библиотеки национальной разведки. В сентябре 2008 года 7 из 16 ведомств разведывательного сообщества получили доступ к библиотеке, содержащей уже около 750 000 документов, а к началу 2009 года аппарат ДНР рассчитывал подключить к ней оставшиеся организации;
– формирование единого аналитического органа, функционирующего как специальное приложение глобальной системы передачи разведывательной информации JWICS. До конца 2008 года к формируемому пространству должны были быть подключены более 9000 рабочих мест информационно-аналитических подразделений;

– разработка регулярно обновляемой матрицы приоритетов национальной разведки, представляющей собой специальный инструментарий определения потребностей в разведывательной информации и корректировки с их учетом задач добывающим и аналитическим подразделениям;
– формирование в рамках разведывательного сообщества межведомственных многофункциональных аналитических групп для решения наиболее сложных и неотложных задач RASER и SHARP, а также многое другое, в том числе и база данных Intellipedia.
Информационный ресурс Intellipedia представляет собой закрытую версию всемирной электронной библиотеки Wikipedia, которая разработана в трех вариантах:
– совершенно секретная версия Intellipedia-TS, доступная через глобальную систему передачи разведывательной информации JWICS. Данная библиотека активно применялась сотрудниками разведывательного сообщества во время Пекинской Олимпиады, а самым посещаемым (1 297 000 посещений) сайтом стал портал Объединенного разведывательного центра Объединенного командования в зоне Тихого океана;
– секретная версия Intellipedia-S, доступ в которую осуществляется через систему закрытой передачи сообщений SIPRNET;
– несекретная версия Intellipedia-S (для служебного пользования) с июня 2008 года используется для распределения и доведения информации внутри Министерства внутренней безопасности.
Особенностью библиотеки Intellipedia является то, что в отличие от программы формирования аналитического пространства A-Space она доступна не только сотрудникам разведывательного сообщества, но и другим пользователям, имеющим соответствующий допуск к работе. В настоящее время на сайте библиотеки, содержащей 349 000 интернет-страниц, зарегистрировались более 40 000 пользователей.

РЕЗЕРВ ПО-АМЕРИКАНСКИ

[...] В качестве отдельного приложения к американскому каталогу разработана специальная база – «желтые страницы», представляющая собой «закрытый» телефонный справочник с контактной информацией о специалистах информационно-аналитических подразделений разведывательного сообщества.
Основные работы по наполнению каталога аналитических ресурсов ARC были закончены еще весной 2008 года. А всего в него вошли данные о 18 000 сотрудниках информационно-аналитических управлений разведывательного сообщества, объединенных командований ВС США и научно-исследовательских организаций.
Немаловажная особенность каталога заключается в том, что без внесения в него данных никакой аналитик не сможет получить доступ к формируемому аппаратом ДНР единому аналитическому пространству A-Space, а также библиотекам и базам данных.
* * *
Проводя целенаправленную политику по реформированию разведывательного сообщества, формированию новой культуры и правил взаимодействия, выработке единых стандартов организации и выполнения задач, внедрению инновационных технических решений и в первую очередь перспективных информационных технологий во всех 16 подчиненных ведомствах, Макконелл смог сформировать эффективную систему национальной разведки и осуществить переход сначала от принципа «необходимого знания» к принципу «необходимого распределения», а затем и к принципу «ответственности за предоставление» информации.

Александр Кондратьев Макконелл сделал свое дело, Макконелл может уходить. Эффективная система национальной разведки. ©

НА ОСНОВЕ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕК МЕНЯЕТ ПРИОРИТЕТЫ АМЕРИКАНСКОЙ РАЗВЕДКИ.

Разведка на основе анализа открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки. Это одна из семи разведывательных дисциплин (так в разведсообществе называют виды разведки в зависимости от типа привлекаемых сил или средств), которая применяется еще со времен Второй мировой войны. До недавнего времени такая разведка пребывала на второстепенных позициях. Вместе с тем реалии таковы, что для обеспечения национальной безопасности государства уже недостаточно с помощью спутника посчитать количество танков противника. […]
Разведка на основе анализа открытых источников информации ведется и в период проведения многонациональных и миротворческих миссий, снимая существующие барьеры при организации обмена разведданными между участниками кампании из разных государств. Ее роль еще более возрастает во время специальных операций (special operations), особенно когда США хотят скрыть свое участие в них. Значимость такой разведки отмечал еще президент Линдон Джонсон, когда произносил речь на церемонии принятия присяги Ричардом М. Хелмсом в качестве директора ЦРУ (30 июня 1966 года): «Высшие достижения не являются результатом потихоньку пересказанной тайной информации, а происходят из терпеливого, ежечасного изучения печатных источников».

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН


Разведку на основе анализа открытых источников информации используют в разведывательном сообществе США с февраля 1941 года, то есть с момента формирования в составе комиссии по коммуникациям Информационной службы зарубежного вещания (Foreign Broadcast Information Service - FBIS).
Для создания службы, главной задачей которой стал контроль радиовещания стран нацистского блока, президент Рузвельт выделил 150 000 долл. (в то время на эти деньги можно было построить четыре самолета P-51 «Мустанг», ставших впоследствии лучшими истребителями ВВС США Второй мировой). Уже в ноябре 1941 года в Портланде, штат Орегон, была развернута и первая станция мониторинга.
С началом войны FBIS передали в состав министерства обороны, а после ее окончания - в ЦРУ. По одной из легенд классическим примером деятельности службы во время Второй мировой войны стало определение эффективности нанесения авиаударов войсками сил антигитлеровской коалиции по железнодорожным мостам в зависимости от колебаний цен на апельсины в Париже.
До момента поглощения службы сформированным в начале XXI века Центром разведки OSINT в ее подчинении находилось 19 станций мониторинга, развернутых в разных странах мира. Сотрудниками таких станций были не только граждане США, но и местные жители (носители языка). Часть материалов переводилась сразу на местах, другая отправлялась в центральный офис в Рестоне, штат Вирджиния. Основными потребителями подготавливаемых службой документов были более 700 абонентов в разведсообществе, правительственные и правоохранительные органы и ведомства федерального и местного уровней.
Тем не менее до недавнего времени такая разведывательная дисциплина была второстепенной, непопулярной и непрестижной. В свое время один из сотрудников разведсообщества отмечал, что «разведка на основе анализа открытой информации выглядит просто неуместной, а американская разведка предпочитает работать с агентурой и спутниками».
Призывы пересмотреть такую позицию раздавались в Америке давно. Но главное, по мнению многих американских аналитиков, было понять, что тайно собранная информация не является более ценной только потому, что ее труднее добыть.
Например, легендарный аналитик ЦРУ Шерман Кент, которого в США считают отцом «аналитической разведки», еще в 1947 году утверждал, что в мирное время до 80 процентов информации, необходимой политикам для принятия решений, доступно из открытых источников. Позднее бывший руководитель Разведуправления минобороны США генерал-лейтенант Самуэль Уилсон дал еще более высокую оценку такой разведывательной дисциплине, отмечая, что 90 процентов разведданных приходит из открытых источников и только 10 - за счет работы агентуры. В этой связи настоящим героем-разведчиком, по его убеждению, становится не Джеймс Бонд, а Шерлок Холмс.
Первые движения в этом направлении начались сразу после окончания холодной войны, когда изменились и угрозы, к которым должно было быть готово разведывательное сообщество. «Если раньше главной задачей американской разведки было использование спутников для подсчета количества танков, самолетов и т. д., то сейчас возросшее число угроз вынуждает нас собирать любую доступную информацию по странам-изгоям, террористическим группировкам и любым другим вопросам, касающимся обеспечения глобальных интересов США», - отмечали в конце 80-х годов прошлого столетия американские аналитики.
Но бесспорно ключевую роль сыграла информационная революция, открывшая колоссальные возможности Интернета и в разы повысившая доступность различных информационных ресурсов. Тем не менее особых успехов в тот период достигнуто не было, большая часть доступной и необходимой информации просто не собиралась, не обрабатывалась и не анализировалась. Об этом свидетельствуют и материалы трех комиссий, сформированных американским конгрессом.
Комиссия Аспина-Брауна (Aspin-Brown), анализировавшая в 1996 году деятельность разведывательного сообщества после окончания холодной войны, сделала вывод, что оно очень медленно движется по пути повышения важности и масштабов использования сведений, получаемых на основе анализа открытых источников информации, особенно из сети Интернет. Комиссия отмечала, что объемы подобной информации выросли в разы, но разведывательное сообщество по-прежнему не уделяет ей достаточного внимания. Кроме того, комиссия указала на необходимость развертывания специализированной компьютерной сети, которая позволила бы связать всех аналитиков вместе.
В 2002 году так называемая комиссия 9/11 (9/11 Commission's) тоже отметила низкий уровень использования подобной информации, предложив сформировать специальный центр в рамках ЦРУ. Позднее и комиссия Грахама-Талента (Graham-Talent) по контролю за оружием массового поражения заняла аналогичную позицию, указав на отсутствие какого-либо движения в этом направлении.

СЕТЬ ЦЕНТРОВ

2004 год ознаменовался для американской разведки началом нового этапа масштабного реформирования. В этом году Джордж Буш подписал закон «О реформировании разведки и противодействии террористической угрозе», содержащий указания о включении OSINT-разведки в качестве полноценной и равноправной разведывательной дисциплины в деятельность американской разведки, а также о формировании Национального центра разведки на основе анализа открытых источников информации.
Сегодня специалисты нового центра ежедневно готовят более 2000 документов, включая переводы, аналитические обзоры, видеоподборки, карты и др. Тематика документов охватывает практически все важные сферы: международную политику; военную, экономическую, научную и технологическую сферы; борьбу с терроризмом; контроль за распространением военных технологий; внутреннюю безопасность и так далее.
Более того, сейчас в США сформирована разветвленная сеть центров и пунктов, ведущих разведку на основе анализа открытых источников информации и предоставляющих сведения более чем 7000 потребителям разведданных. И это не что иное, как результат скоординированных действий законодательной и исполнительной власти, направленных на осуществление целенаправленной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Подобные структуры есть на всех уровнях. Например, Федеральное исследовательское управление библиотеки конгресса ведет информационно-аналитическую деятельность по внутренним и внешним вопросам обеспечения национальной безопасности в интересах федерального правительства. Специалисты управления способны переводить и анализировать иностранные источники на 25 языках.
Аналогичными центрами также располагают научно-исследовательские и учебные заведения Америки, в том числе и государственные университеты Техаса, Алабамы, Мэриленда и многих других штатов. Например, в католическом колледже в Эри, штат Пенсильвания, в 1995 году сформирован Центр разведки на основе анализа открытых источников информации CIRAT. Центр тесно сотрудничает не только с ФБР, ЦРУ, министерством обороны и министерством внутренней безопасности, но и с Национальным разведывательным советом, возглавляемым президентом США.
В стенах института проходят подготовку будущие сотрудники разведывательных ведомств, разрабатываются аналитические документы по различным вопросам. С момента создания специалисты центра подготовили аналитические разработки для 51 организации (ведомства), в числе которых Белый дом, Пентагон, ЦРУ, Европейский парламент, военно-промышленные компании Northrop Grumman, Orion Scientific, а также всемирно известные Coca-Cola, Procter & Gamble и VISA.
Проблема переводов многочисленных информационных материалов также решена. Для этих целей еще в 2003 году по поручению конгресса сформирован Национальный центр переводов (The National Virtual Translation Center). Созданный центр - это общенациональная команда виртуально объединенных высококвалифицированных лингвистов и переводчиков, использующих в своей деятельности самые современные информационные технологии, в том числе и находящие все большее распространение «обучаемые» системы машинного перевода.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Отдельного внимания заслуживает разведка на основе анализа открытых источников информации в военном ведомстве США. Объясняется это не только особым интересом к подобной разведдисциплине со стороны Пентагона, но и тем, что такая разведка стала неотъемлемой частью любой разведывательной операции ВС США. Более того, американские аналитики отмечают, что прямо или косвенно собранная таким образом информация становится базой для всех подобных операций и разрабатываемых документов, а ее доступность позволяет разведслужбам решать широкий круг задач без привлечения специалистов агентурной разведки и применения технических средств сбора информации. Данные, полученные в ходе этого вида разведки, оказывают существенное влияние на организацию строительства вооруженных сил, обеспечения их готовности, а также на эффективное планирование боевых действий.
Вооруженные силы США уже имели опыт ведения разведки на основе анализа открытых источников информации в операциях. Первые подразделения, занимающиеся таким видом деятельности, были развернуты в 3-й пехотной дивизии, действовавшей в Ираке, в 2005 году.
Один из наиболее известных центров разведки американских вооруженных сил, который добывает разведданные на основе анализа открытых источников информации, - Азиатский исследовательский институт (Asian Studies Detachment), решающий задачи в интересах объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана. Это учреждение находится в подчинении командования разведки и безопасности сухопутных войск и функционирует с 1947 года, то есть с момента законодательного оформления деятельности американского разведывательного сообщества. Первоначально институт располагался в центральной части Токио, в 1974-м был переведен на базу американских ВС Кэмп-Дзама, а свое нынешнее название он получил только в 1981 году.
О важности разрабатываемых институтом материалов свидетельствует тот факт, что в период с 2003 по 2006 год в его адрес поступило 28 высших оценок от руководства Разведуправления министерства обороны за информационно-аналитические разработки по широкому спектру вопросов: от исследования подземных органов и пунктов управления КНДР до изучения космической программы Китая.
В институте трудятся гражданские служащие СВ США, граждане Японии, а также представители резерва и национальной гвардии. Японцы работают по контракту с американским правительством и занимают должности аналитиков, переводчиков, архивариусов и административного персонала, выполняя при этом задачи по сбору, анализу и обработке информации, подготовке докладов и справок. Имеющимися силами институт обеспечивает обработку и анализ информации на бенгали, бирманском, китайском, тагальском, индонезийском, японском, кхмерском, корейском, хинди, непальском, русском, тайском и вьетнамском языках, а также на ряде европейских. При этом необходимо отметить, что данное учреждение не является центром переводов. Наоборот, его сотрудники занимаются поиском информации, ее извлечением и подготовкой докладов на своем родном языке без перевода на английский. И только после этого представители другого отдела переводят подготовленные справки и доклады.
Немаловажную роль играет и Управление исследования ВС иностранных государств (Foreign Military Studies Office - FMSO), размещенное в Форт Ливенворс (Fort Leavenworth), штат Канзас. Управление было сформировано в 1986 году для подготовки и разработки операций против СССР. Оно тогда так и называлось - Управление исследования ВС СССР. Позднее задачи управления существенно расширились и стали включать помимо изучения действий ВС СССР в Афганистане и ВС РФ в Чечне исследование вооруженных сил стран Европы, Азии, Латинской Америки, Китая, изучение новых форм и способов ведения военных операций, включая проблемы асимметричных войн, действий различных террористических организаций и др.
Помимо перечисленных центров своими структурами, способными вести разведку на основе анализа открытых источников информации, располагают и Объединенный аналитический центр на авиабазе королевских ВВС в Великобритании, Национальное управление геопространственной разведки, Объединенный разведывательный центр командования сил специальных операций, Объединенное стратегическое командование и ряд других организаций и ведомств.

ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО

Сегодня все центры OSINT-разведки в составе ведомств разведывательного сообщества объединены в единую информационную систему, первоначально получившую наименование информационная система открытых источников информации OSIS. Начиная с 2006 года информационные ресурсы (WWW - сервера) данной системы стали называться Intelink-U, в то время как аппаратные средства сети - DNI-U.
Материалы разведки на основе анализа открытых источников добываются из общедоступных интернет-ресурсов, газетных, телевизионных и других, но она предназначена не для всех. В США подобная информация распространяется по сетям ограниченного доступа, главная особенность которых в том, что они представляют собой виртуальные частные сети с использованием современных технологий, позволяющих обеспечить формирование требуемой логической цепочки поверх сети с низким уровнем доверия, например Интернет. Несмотря на это, уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря использованию современных средств криптографии (шифрование, аутоидентификация, инфраструктура публичных ключей, средства для защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).
Наполняют созданные информационные сети многочисленные базы данных и информационные сайты центров разведки всех уровней и любой принадлежности. Среди них:
- база данных CIRC, содержащая свыше 10 млн статей научно-технической тематики, включая информацию о патентах, стандартах, военном вооружении и военной технике;
- база данных DTED, содержащая большое количество разнообразных карт, полученных от Национального управления геопространственной разведки;
- материалы центров и пунктов информационной службы зарубежного вещания FBIS;
- база данных периодических изданий IC ROSE;
- информационные порталы научно-исследовательских и учебных заведений;
- online-справочники информационной службы Jane's Information Group;
- ресурсы негосударственного информационно-аналитического агентства STRATFOR's, предоставляющего в том числе и регулярные обновления по районам развертывания авианосных и экспедиционных ударных групп ВМС США и многое другое.

Внимания заслуживают и способы наполнения подобных информационных ресурсов. Например, для сбора информации с сайтов всемирной сети Интернет, ее систематизации, перевода и архивирования во Всемирной информационной библиотеке (World Basic Information Library - WBIL), обеспечение функционирования которой возложено на Управление изучения вооруженных сил иностранных государств FMSO Командования учебного и научных исследований по строительству СВ (Training and Doctrine Command - TRADOC), привлекается личный состав резерва сухопутных войск и других видов ВС.
С каждым резервистом подписывается индивидуальный контракт на определенное количество часов работы в месяц, выдается бесплатное аппаратное и программное обеспечение, проводятся специализированные шестичасовые online-курсы. При этом выданные компьютеры могут быть установлены в любом удобном для работы и оговоренном в контракте месте, в том числе и дома. Очевидно и то, что через эти аппаратные средства, являющиеся по сути ПЭВМ для служебного пользования, осуществляется и доступ в Интернет. Привлекаемые резервисты не получают никакого денежного поощрения, но они могут рассчитывать на благодарность от командования, медали за заслуги и достижения (Army Achievement Medal, Army Commendation Medal и Meritorious Service Medal) и даже на продвижение по службе.
Что касается организации доступа потребителей к подобной информации и базам данных, то уже давно сформированное и успешно функционирующее в Америке информационное общество позволяет это сделать довольно просто и надежно, исключив саму возможность случайного или нежелательного проникновения на информационные ресурсы ограниченного распространения. Для этого почти во всех сетях требуется заполнение специального электронного бланка с указанием персональных данных, места работы (службы). Иногда необходимо поручительство (ходатайство) лиц, уже имеющих подобное право, в других же случаях достаточно только персональных данных и идентификационного номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

* * *

Таким образом, развитие компьютерных технологий, доступность Интернета за последние два десятилетия и, как следствие, увеличение информационного потока открытой информации позволили вывести разведку на основе анализа открытых источников информации из тени и сделать ее еще более необходимой и актуальной. Применяемая сегодня в США комбинация современных технологий позволяет сотрудникам разведки получать доступ к огромным массивам данных, необходимых для оценки ситуации, осуществления контроля за обстановкой и удовлетворения потребностей органов управления в данных, необходимых для принятия обоснованных и правильных решений.
Похожим путем идут все развитые страны, в том числе и Китай. А вот бывшие республики Советского Союза, испытывая объективные трудности с отсутствием современных информационных технологий, и конечно, с архаичными взглядами на само понятие информационного общества, находятся только в начале пути. Они по-прежнему руководствуются старыми инструкциями при использовании материалов из сети Интернет в служебных сетях. Конечно, проще ограничить, чем обеспечить необходимый уровень безопасности, но по сути это заградительные меры, которые разрешают использовать добытую из Интернета информацию только после ее распечатки и электронного сканирования.
Отсутствуют и специализированные ресурсы уже обработанной информации, крайне необходимые тем же военно-учебным заведениям, находящимся сейчас в парадоксальной ситуации. С одной стороны - в разы увеличившееся количество разнообразной, но никак не систематизированной информации, с другой - отсутствие тех самых готовых информационных продуктов, без которых невозможна качественная подготовка современных учебных программ и пособий.
На этом фоне выделяется разве что Республика Беларусь, где еще в 2007 году была выпущена в своем роде революционная инструкция по использованию Интернета в интересах министерства обороны. Можно предположить, что за прошедшие два года белорусы существенно продвинулись вперед.
Александр КОНДРАТЬЕВ кандидат военных наук, профессор АВН
. ©
Tags: Služba Bezpečnosti
Subscribe

  • механизмы ГМО

    Прежде чем рассказывать про ГМО (генетически модифицированные организмы), кратко напомню основы биологии. Все многообразие жизни основывается…

  • Китайский демографический крест

    В начале 2020 года, уже 18 января статистики Китая выдали основные демографические показатели по стране. Население Китая к концу 2019 года…

  • Степан Костецкий "Кислотные застенки"

    ЦРУ десятилетиями испытывало наркотики и яды на американцах. Информацию об этом уничтожили. Ноябрьской ночью 1953 года над Седьмой авеню…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments