imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

Ольга Четверикова КАТОЛИЦИЗМ В НАСТУПЛЕНИИ

ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА ВАТИКАНА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ГЛОБАЛИЗИРОВАННОМУ
МИРОВОМУ ПОРЯДКУ

Католическая церковь в период неолиберальной перестройки конца 70-х - 80-х гг. XX в.

В первые послевоенные годы в условиях острейшего периода «холодной войны» Католическая церковь призвана была обеспечить сплоченность западного общества, и стоявший во главе нее Пий XII не допускал никаких реформаторских отступлений, придерживаясь строго консервативных взглядов и жестко интегристской линии поведения. Но после его смерти и прихода к власти Иоанна XXIII (1958-1963) в католицизме начинается период глубоких перемен, самых серьезных со времен Тридентского собора (1545-1563). Они выразились в разработке программы «аджорнаменто», которая понималась как открытость новым веяниям изменившегося мира, «осовременивание» церкви и приведение ее в соответствие с духом времени. При этом идея папства о земной централизации церкви, как и учение о непогрешимости понтифика и его главенстве над всем христианским миром, никоим образом не ставились под сомнение, а, напротив, должны были усилить авторитет Ватикана как политической силы в условиях либерализации учения.
Модернистский поворот церкви был осуществлен на Втором Ватиканском соборе, ставшем поворотным событием в истории католицизма. Открывшись в октябре 1962 г., собор завершил свою работу в декабре 1965 г., приняв 16 документов, наиболее важными из которых были догматические конституции «О церкви», «О религиозной свободе», «О литургии», «Об экуменизме», «О церкви в современном мире», придавшие учению направленность христианского экуменизма Однако эти обновленческие решения и последовавшая за ним практика имели для церкви самые серьезные последствия. Главным результатом их стало утверждение религиозного плюрализма и терпимости, приведшее к тому, что католическое учение стало приобретать все более размытый характер, а среди части католиков стал распространяться религиозный индифферентизм. Многие в церковном руководстве опасались, что ситуация выйдет из-под контроля. Кардинал Йозеф Ратцингер (будущий Папа Бенедикт XVI), бывший на соборе богословским консультантом, в связи с этим писал: «Принесенные собором результаты, как сегодня можно об этом судить, жестоко обманули ожидания всех...Папы и отцы-делегаты собора надеялись достичь нового католического единства, однако вместо него начались конфликты, переходящие, говоря словами самого Павла VI (Папа с 1963 г. — О. Ч.), от самокритики к саморазрушению... Вместо ожидавшегося прорыва мы, напротив, имеем дело с процессом постепенного упадка...». С конца 60-х годов церковь впала в состояние внутреннего кризиса и обмирщения, ускорившее дехристианизацию западного общества, которая активно продолжалась все 70-е годы. Именно в этих условиях к власти в Ватикане под именем Иоанна Павла II приходит Кароль Войтыла, понтификат которого длился 26 лет и 5 месяцев (1978—2005). Основные направления деятельности нового Папы определялись те¬ми переменами, которые произошли в западном мире во второй половине 70-х годов. В социально-экономическом и внутриполитическом плане они характеризовались переходом к неолиберальному курсу развития, означавшему постепенный демонтаж государства «всеобщего благоденствия», а в международных отношениях - обострением холодной войны, вызванным новым курсом американского руководства на жесткое противостояние с Советским Союзом. В этих условиях, стремясь к укреплению авторитета Ватикана как религиозной и политической силы, Иоанн Павел II задействовал все возможности для усиления своего влияния на мировую политику, взяв четкий курс на союз с атлантизмом. <…>
«Мозгом и сердцем» католицизма, определяющим новую политику Ватикана и деятельность церкви в целом, становится Опус Деи, полностью заменивший собой орден иезуитов, который на протяжении четырех веков играл ключевую роль в обеспечении контроля над сознанием элит. Это стало возможным в силу уникальных особенностей данной организации, до такой степени засекреченной, что в Испании, откуда она родом, ее называют «белой мафией».
Созданный в 1928 г. испанским священником Хосемарией Эскрива де Балагером (1902—1975) в условиях франкистской Испании Опус Деи явил собой принципиально новый тип орденского объединения, будучи первой секулярной организацией Католической церкви, утвержденной указом Пия XII в 1947г. (окончательно утверждена 16 июня 1950г.). Кроме духовенства, она включает в себя и мирян, которые могут «обрести святость» в мирских будничных делах, выполняя совершенным образом свои профессиональные обязанности в определенной общественной сфере. Эскрива ставил своей целью формирование «духовности мирян», которая фактически воспроизводила протестантскую этику с ее сакрализацией мирской деятельности, в которой человек призван полностью себя реализовать, добившись успеха и процветания. Не случайно многие исследователи определяют учение Эскрива как католический вариант кальвинизма. Выполнение любого дела рассматривается тут как религиозное служение и неразрывно связано со стремлением к лидерству и установкой на принадлежность к элите. Эта устремленность на успех в миру обусловила изначальный интерес ордена к экономике, банковскому делу, к участию в государственных органах власти (при формально декларированном аполитизме), а также то особое внимание, которое он уделяет школам, университетам центрам по подготовке менеджеров, экспертов по финансам и пр. Именно технократы и политики, связанные с Опус Деи, сыграли решающую роль в трансформации экономики и государственных структур Испании в 60-70-е годы после выхода страны из международной изоляции, приспособив ее к западноевропейским стандартам. Так что использование современных технологий для «всеобщей мобилизации мир стало главным новшеством ордена, разработавшим стратегию, исходящую из старого принципа: «Кто управляет страной, определяет ее религию». <…> В 1950 г. орден получил согласие Ватикана на то, чтобы в списки этих «сотрудников» включались не католики и даже вообще не христиане, что резко расширяет круг его охвата.
В соответствии с этой структурой строится вся деятельность ордена, имеющая также трехуровневую систему. Главную роль играют официальные центры и учреждения, представляющие духовную прелатуру. Несмотря на то, что число священников не превышает 2,1% членов, они играют определяющую роль и выполняют главные управленческие функции. Затем идут организации, создаваемые правоверными мирянами, как членами, так и сочувствующими и симпатизирующими ордену. К ним относятся университетские центры, центры профессионального обучения, часто регистрируемые как фонды, культурные центры, ассоциации, институты, где и происходит рекрутирование основной массы молодежи. В названиях этих организаций не присутствует название Опус Деи, но они связаны с ним теснейшим образом на религиозном уровне. Часто Опус Деи берет на себя ответственность за духовные аспекты их деятельности, что указывается в соответствующих проспектах этих организаций («духовное воспитание доверено Опус Деи, личной прелатуре Церкви»). И, наконец, третий уровень включает в себя различные финансовые, политические и идеологические учреждения, также создаваемые людьми Опус Деи, но не связанные с орденом религиозными отношениями. К ним относятся личные фонды, работающие на международном уровне и связанные с банками и промышленными предприятиями, политические клубы и семейные ассоциации. Эти учреждения, создаваемые и в тех странах, где Опус Деи не имеет своего представительства, настолько скрытно внедрены в структуру ордена, что их очень трудно распознать. Руководители этих организаций действуют как частные лица, и орден не несет никакой ответственности за их действия. <…>
Опус Деи настолько укрепились, что он поставил пере собой задачу осуществить глубинную «инфильтрацию» в тело церкви главным каналом которой стал Римский центр встреч служителей культа (Сеntro Romano di Incontri Sacerdotali – CRIS) превратившийся элитную организацию, где происходила обработка перспективных представителей духовенства, среди которых был и Краковский архиеписког кардинал Кароль Войтыла. Известно, что друг Войтылы и его соотечественник прелат Римской курии Анджей Мария Дескур был близок двум ключевым фигурам Опус Деи - Портильо, ставшему главой орде на после смерти Эскрива в 1975 г., и Хулиану Эррансу Касадо. Имен» Дескур и познакомил Войтылу с Портильо, после чего между ним; установились тесные связи. Сыграв важную роль в приходе Войтылы к власти, орден поставил перед собой задачу добиться нового статуса внутри церкви, который позволил бы ему оказывать решающее влияние на политику Ватикана Это произошло 28 ноября 1982 г. (день, который опусдеисты стали называть «исторической датой»), когда Иоанн Павел II принял апостольскую конституцию Ut Sit, в соответствии с которой ордену был присвоен статус «личной прелатуры» Папы, выводивший его из-под юрисдикции епархиального руководства, превращая фактически в самостоятельный, территориально не ограниченный диоцез. Следующим этапом укрепившим позиции ордена, стала осуществленная ускоренным темпами беатификация (причисление к лику блаженных) Хосемарии Эскрива в 1992 г., после которой Опус Деи окончательно «вышел из подполья», заставив замолчать своих оппонентов. Выяснилось, что он обладает влиятельными покровителями, среди которых были кардиналы Ратцингер <…>
Благодаря отношениям глубокого доверия между понтификом и Опус Деи последний превратился в привилегированный, элитный отряд Папы. Некоторые исследователи утверждают, что орден настолько интегрировался в окружение Иоанна Павла II, что стал играть доминирующую роль, превратившись по существу в «церковь внутри церкви» . Ордену действительно удалось проникнуть на все уровни системы управления Ватиканом и, блокируя любую внутреннюю критику, последовательно проводить свои взгляды. Сила его заключается не в числе членов, представленных в курии, которое на первый взгляд является достаточно скромным, а в значении тех постов и должностей, которые они занимают. Речь идет о ключевых постах.
Орден поставил своего человека во главе одного из самых важных отделов в курии - пресс-службы Ватикана. Им стал нумерарий (мирянин) Жоакин Наварро-Валльс, к которому Папа испытывал глубочайшее доверие и который стал со временем одной из ведущих фигур в правительстве Ватикана, обеспечивающей создание нужного образа церкви в течение 22 лет. При нем пресс-служба отделилась от понтификальной комиссии по связям с общественностью и превратилась в самостоятельный отдел Государственного секретариата, подчиненный непосредственно Папе и являющийся вместе с тем инструментом Опус Деи". Другой важной фигурой, также формирующей образ Ватикана, стал нумерарий (священник) Йаго де ля Сиерва, возглавивший созданное в 2004 г. международное телевизионное агентство Rоmе Reports, представляющее в средствах массовой информации все главные события, касающиеся церкви и деятельности понтифика. Один из двух кардиналовчленов ордена Хулиан Эрранс Касадо был непосредственным советником Папы и возглавлял Понтификальный совет по законодатель ным текстам и дисциплинарную комиссию (местное министерство юстиции) вплоть до своего ухода в феврале 2007 года в силу преклонного возраста. Именно он отвечал за интерпретацию значения и подтекст Кодекса канонического права, готовил декреты, тексты и проводил в жизнь решения понтифика. Во главе службы персонала Ватикана (местного отдела кадров) также стоял член ордена мирянин Джио Мария Полес.<…>
Главные направления деятельности Опус Деи, представляющие дл руководства Ватикана первостепенное значение, - это, во-первых, обеспечение интеллектуальных разработок стратегического значения и, во-вторых, контроль за финансами.
Что касается первого, то орден призван решать важнейшую идеологическую задачу, заключающуюся в такой перестройке сознания европейских элит, которая обеспечивает полное принятие основных положений того англосаксонского неолиберального проекта, который стал последовательно осуществляться с конца 70-х годов. Идеологические установки ордена, представляющие собой своеобразный симбиоз неолиберализма и религиозного фундаментализма, явились факти-чески католическим аналогом теории экономической свободы Ф.Хайека, призванной оправдать уход государства из социально-экономической сферы общества. (Здесь и далее выделено мною. - О. Ч.) Они стали основой для разработки соответствующих учебных и исследовательских программ, осуществляемых в контролируемых орденом институтах и образовательных центрах.
Вдохновителем этих неолиберальных идей стал американский Институт изучения религии и свободы им. Актона (Мичиган), а главным центром распространения - созданная в 1986 г. Международная академия философии в Лихтенштейне (IАР), тесно связанная с польским Люблинским католическим университетом (в нем преподавал Кароль Войтыла). В последнем сложилась своя теологическая школа, которая основывается на доктрине «вечной философии», взятой из идей Гуссерля. В соответствии с ними мир представляется в манихейском духе: все вещи изначально делятся на плохие и хорошие, а люди - на морально плохих и хороших, что фактически обосновывает тот элитарный под¬ход, который так характерен для Опус Деи. Это философско-духовное течение, к которому принадлежит персонализм Кароля Войтылы и других польских теологов, тщательно изучается в ТАР, и именно на этом фундаменте орден стремится произвести «духовное обновление Европы». Ректор Академии Йозеф Серферт даже говорит о Школе ЛЛ (Люблин-Лихтенштейн), которую можно считать основным инструментом распространения господствующей католической этики. На основе неолиберальных мировоззренческих установок формировалось уже новое поколение европейских политиков, финансистов, экономистов, пришедших на смену старым кадрам в конце XX - начале XXI века.
Другая главная забота ордена — финансовое обеспечение и управление средствами Св. Престола. Располагая обширной финансовой сетью, орден обеспечил Ватикану обладание гораздо большей властью над банками, чем это было в эпоху христианских демократов. Главной опорной структурой Св.Престола является Институт по делам религии (ИДР), называемый Банком Ватикана, который после разоблачения в начале 80-х гг. банкирско-мафиозной группировки Марцинкуса сумел восстановить свои позиции в результате соответствующей реформе предпринятой Иоанном Павлом II в целях создания «положительного имиджа ИДР. Важно также отметить, что, начиная с 80-х годов, сред направлений финансовой деятельности церкви на первом плане оказались США, в которых существует самая богатая католическая община. Именно сюда стали перемещаться инвестиции Ватикана, а в 1987 году в Вашингтоне был открыт специальный фонд Иоанна Павла II, сумма инвестиций которого в 1998 г. составила 44 млн. долларов"

 
Геополитика Иоанна Павла II

Одновременно с укреплением внутрицерковных позиций Ватикан поставил перед собой задачу добиться восстановления своего международного политического веса и влияния и в первую очередь за счет укрепления позиций в странах Восточной Европы.
Поскольку и для Ватикана, и для США эти государства превратились в главную арену геополитического противоборства с СССР, стратегические интересы здесь полностью совпали. Обе силы воплощали друг для друга соответствующий противовес коммунизму: Ватикан идейный, а Вашингтон - военно-политический. В 1985 г. в своей статье в журнале «Трайелог», З.Бжезинский в связи с этим укажет: «Я считаю, что все, что делает Папа Иоанн Павел II имеет первостепенное историческое значение. Необходимо покончить с расколом Европы и верну великую и бессмертную Россию в лоно христианского сообщества рыночной экономики»". Ту же определяющую роль понтифика выделил и М.Горбачев, заявивший в марте 1992 г. на страницах туринской газеты «La Stampa»: «Теперь можно сказать, что все, что произошло в Восточной Европе в последние годы, было бы невозможно без папских громадных усилий и роли, которую он играет в политике на мировой арене. Я думаю, что очень значительные шаги, которые мы предприняли в нашей стране, имели значение в развитии отношений с Ватиканом. Папа Иоанн Павел II будет играть громадную политическую роль теперь, когда в европейской истории наступили глубокие перемены».
Взаимные интересы Ватикана и Вашингтона стали основой для соглашения, заключенного в августе 1982 г. между Рейганом и Иоанном Павлом II о совместных действиях в Польше в целях разрушения «коммунистического лагеря». Это соглашение, названное «священным союзом», было обнародовано в журнале «Тайм» журналистом Карлом Бернштайном, получившим информацию от верхов Ватикана и главных лиц американского истеблишмента. Как пишет Д.Калаич, разглашение этого пакта на «всю мировую деревню» имело целью показать всем католикам, что Ватикан на стороне нового мирового порядка, и предложить им следовать за понтификом.
В формировании этого союза Опус Деи сыграл ключевую роль. Орден использовал свои связи с североамериканскими кланами итальянской мафии, а также близкие отношения личного секретаря Папы Станислава Дзивича с американскими членами Трехсторонней комиссии, и в первую очередь с З.Бжезинским, бывшим помощником Картера по национальной безопасности. Именно Збигнев Бжезинский и Йозеф Томко, глава Отдела пропаганды Ватикана, бывший тогда главой департамента папской контрразведки, разработали так называемую операцию «Отрытая книга», состоявшую в том, чтобы наводнить антикоммунистической литературой страны Восточной Европы и такие регионы Советского Союза, как Украина и Прибалтика. Координировали эту операцию ЦРУ и Священный Альянс (СА)через работавших на этих территориях священников.
После избрания президентом Рональда Рейгана, но еще до его вступления в должность между ним и Иоанном Павлом II установились отношения стратегического значения. Как писал исследователь Э.Лебс «в первые годы правления Рейгана можно было наблюдать появление убежденных католиков на самых высоких постах, чего прежде в истории Соединенных Штатов никогда не было». Активную роль в сотрудничестве с Ватиканом играли глава ЦРУ У.Кейси и госсекретарь А.Хэйг, оба католики и рыцари Мальтийского ордена, называемой «вооруженной рукой» Ватикана, а также советник по национальной безопасности Ричард Ален, утверждавший позже, что «отношения с Ватиканом представляли собой один из самых больших тайных союзов во всей истории».
З.Бжезинский сохранил место связного между Белым домом Священным Альянсом, который, будучи главным координатором действий западных спецслужб в странах Восточной Европы, превратился фактически в центр по проведению секретных операций в этих странах. Представители администрации Рейгана позднее признались, что по уровню информированности и анализа ситуации в Польше «святые отцы» опережали американских разведчиков и дипломатов. Помощник Рейгана по национальной безопасности Вильям Кларк, в частности, утверждал: «Информация Ватикана абсолют превосходила нашу по качеству и быстроте практически во всех ношениях. Как-то в сложный момент, когда администрация колебалась, какие меры принять, представитель Папы в Вашингтоне Пио Лаги сказал Вернону Уолтерсу, заместителю директора ЦРУ: "Слушайтесь святого отца. В этом деле мы имеем двухтысячелетний опыт». С 1981 по 1988 год Уолтере семь раз лично встречался с понтификом. Это сотрудничество было связано с еще одним важным фактом январе 1983 года в Ватикане был принят новый католический кодекс канонического права, в котором уже отсутствовал действовавший 200 лет канон 2335, запрещавший католикам под страхом отлучения от церкви пребывание в масонских ложах, что означало прекращение борьбы с масонством и облегчало поддержание связей прелатов с мафиозными кругами . В том же году в апреле месяце Папа принял у себя членов Трехсторонней комиссии в полном составе (около 200 человек), а в 1984 г. между Ватиканом и Вашингтоном были установлены дипломатические отношения. В США открывается не менее полусотни центров Опус Деи, члены ордена появляются в Белом доме, в средних и высших эшелонах Пентагона, и с тех пор и до настоящего времени влияние ордена здесь не перестает расширяться.
Незаменимую роль сыграл Ватикан в качестве посредника и в налаживании контактов с советским руководством и в перестроечных процессах на Украине. В 1988 г. Горбачеву в Москве через кардинала Казароли было передано послание от Иоанна Павла II, после чего 1 декабря 1989 г. состоялась встреча между Горбачевым и Папой, в течение которой они 70 минут беседовали с глазу на глаз в личной библиотеке понтифика. По завершении беседы советская делегация отбыла на Мальту для встречи с Дж.Бушем-старшим.
После этой встречи начинается активизация деятельности католиков в Советском Союзе. В первую очередь легализуется деятельность униатов, которым были предоставлены значительные льготы в ущерб Русской православной церкви. В Западной Украине начинаются регулируемые из одного центра демонстрации униатов против православных, погромы и захваты их храмов, сопровождаемые избиением и надругательством над священниками и мирянами. В итоге на Галичине были разгромлены три православные епархии - Тернопольская, Ивано-Франковская и Львовская. В последней из 1 тысячи существовавших приходов осталось только 40. В 1990 г. произошел раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата и образуются Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь. Восстанавливаются католические приходы на западных землях Украины и Белоруссии по состоянию на 1 сентября 1939 г.<…>
Активное участие Ватикана в реализации планов Вашингтона призвано было «духовно» узаконить осуществлявшуюся в восточноевропейских странах смену власти. Как писал сербский исследователь Драгош Калаич, Папу побудило пойти на это состояние всеобщего упадка католицизма на Западе и «горькое сознание, что последние очаги, хранящие пламень католической веры, достойно горят лишь в странах Восточной Европы, прежде всего в Польше и Хорватии». Но тогда «он еще не подозревал, что, приняв участие в разрушении коммунистической Вавилонской башни, он тем самым открыл доступ к материалам для достройки другой, куда большей Вавилонской башни, называемой "новый мировой порядок"» .

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: global world order
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment