imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Category:

А. В. Голубев "Пособие для начинающего пастыря"

VI. Принципы манипулирования сознанием по Зелинскому А.С.
Сформулированные в исследовании «Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием» (источник: https://psyfactor.org/lib/zelinski2-11.htm )
Принцип первоочередности - Суть данного метода основана на специфике психики, которая устроена таким образом, что принимает на веру информацию, первой поступившую в обработку сознанием. Тот факт, что позже мы можем получить более достоверную информацию, зачастую уже не играет роли.
- «Очевидцы» событий - Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную.
- Образ врага - Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы погружаются в состояния, схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В результате такими массами легче управлять.
- Смещение акцентов - В данном случае происходит сознательное смещение акцентов в подаваемом материале, и что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а высвечивается наоборот — необходимое им.
- Использование «лидеров мнений» - В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из того, что при совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.
- Переориентация внимания - В этом случае становится возможным преподносить практически любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей. Становится возможным это исходя из правила переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень словно бы случайно высвечиваемых событий, служащих отвлечению внимания.
- Эмоциональное заряжение - Данная технология манипулирования основана на таком свойстве психики человека, как эмоциональная заражаемость. Известно, что в процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер (цензуру психики), необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства.
- Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, становится возможным преодолеть барьер разума и вызвать в человеке взрыв страстей, заставив его переживать по какому-то моменту услышанной информации.
- Показная проблематика - В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот, уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения. При этом сама истина как бы отходит на второй план. И зависит от желания (или не желания) манипуляторов высвечивать ее.
- Недоступность информации - Данный принцип манипулятивных технологий называют информационной блокадой. Становится возможным подобное, когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов — сознательно не допускается в эфир.
- Удар на опережение - Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации. При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно. Используя подобный метод в политтехнологиях — сначала жертвуют незначительным компроматом, после чего, когда на продвигаемого ими политического деятеля появляется новый компромат — массы уже так не реагируют. (Устают реагировать.)
- Ложный накал страстей - Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика человека не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая позже информация — уже не оказывает такого воздействия, потому как снижается критичность, выдвигаемая цензурой психики. (Другими словами, создается ложный лимит времени, за который получаемая информация должна быть оценена, что зачастую приводит к тому, что она практически без купюр со стороны сознания попадает в бессознательное индивида; после чего оказывает влияние на сознание, искажая сам смысл полученной информации, а также занимая место для получения и соответствующей оценки информации более правдивой. Причем, в большинстве случаев мы говорим о воздействии в толпе, в которой принцип критичности затруднителен уже сам по себе).
- Эффект правдоподобия - В данном случае основа для возможной манипуляции состоит из такой составляющей психики, когда человек склонен верить информации, не противоречащей ранее имеющейся у него информации или представлений по рассматриваемому вопросу.
- Эффект «информационного штурма» - В данном случае следует говорить о том, что на человека обрушивается шквал бесполезной информации, в котором теряется истина.
- Обратный эффект - В случае подобного факта манипуляции происходит выброс такого количества негативной информации в адрес какого-то человека, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный человек начинает вызывать жалость. (Пример Перестроечных лет с Б.Н.Ельциным, упавшим в реку с моста.)
- Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом - Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит. В результате подобной формы преподнесения информации, некая критическая информация при проникновении в сознание слушателей теряет свою актуальность. Таким образом исчезает критичность восприятия психикой человека негативной информации и происходит привыкание к ней.
- Односторонность освещения событий - Данный способ манипуляции направлен на односторонность освещения событий, когда предоставляется возможность высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.
- Принцип контраста - Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и отрицательно воспринимаемой большинством аудитории. (Другими словами, на фоне черного всегда будет заметно белое. А на фоне плохих людей — всегда можно показать хорошего человека, рассказав о его добрых делах.
- Одобрение мнимого большинства - Применение данной методики манипулирования массами основано на таком специфическом компоненте человеческой психики — как допустимость совершения каких-либо действий, после изначального одобрения их другими людьми. В результате подобного способа манипуляций в психике человека стирается барьер критичности, после того как такая информация вызвала одобрение у других людей. Вспомним Лебона, Фрейда, Бехтерева и др. классиков психологии масс — в массе активно действует принципы подражания и заражаемости. Поэтому то что делает один — подхватывают и остальные.
- Экспрессивный удар - При реализации данный принцип должен произвести эффект психологического шока, когда должного эффекта манипуляторы добиваются намеренным транслированием ужасов современной жизни, что вызывает первую реакцию протеста (за счет резкого повышения эмоциональной составляющей психики), и желание во что бы то ни стало наказать виновных. При этом не замечаются, что акценты при подаче материала могут быть сознательно смещены в сторону ненужных манипуляторам конкурентов или против информации, кажущейся им нежелательной.
- Ложные аналогии, или диверсии против логики - Данная манипуляция устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией. (Например, происходит неправильное сопоставление различных и взаимоисключающих следствий, которые в данном случае выдаются за одно.
- Искусственное «просчитывание» ситуации - Намеренно выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности к этой информации, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается.
- Манипулятивное комментирование - Посредством необходимого манипуляторам акцента освещается то или иное событие. При этом любое нежелательное для манипуляторов событие при использовании подобной технологии может принять противоположный окрас. Все зависит от того, как манипуляторы преподнесут тот или иной материал, с какими комментариями.
- Эффект присутствия - Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу — очевидец всегда прав.
- Допуск (приближение) к власти - Подобный вид манипуляции основан на таком свойстве психики большинства индивидов, как кардинальное изменение своих взглядов в случае наделения подобного человека необходимыми властными полномочиями.
- Повторение - Подобный способ манипулирования достаточно прост. Необходимо всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы подобная информация отложилась в памяти масс-медиа-аудитории и в дальнейшем была использована. При этом манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на низкоинтеллектуальную публику
- Правда — наполовину - Этот метод манипулирования заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается. (Пример времен Перестройки, когда сначала распространяли слухи о том, что Союзные республики якобы содержат РСФСР. При этом как бы забыли о субсидиях России. В результате обмана населения дружественных нам республик эти республики сначала вышли из состава СССР, а после часть их населения стали приезжать на заработки в Россию.)
Не боюсь повториться, в таком важном деле, поэтому суммируя все вышеперечисленные сведения, приведу итоговый перечень основных принципов, на которых базируются все прочие системы классификации методов и способов манипулирования сознанием.
Базовые принципы управления паствой
Умолчание
Табуирование
Сакрализация
Мифологизация
Навешивание ярлыков
Перекладывание ответственности с виновного на потерпевшего
Внушение чувства ложной вины

VII. Законы управления толпой

Строго говоря, всё о чём шла речь выше в большей мере относилось к управлению микроколлективами (1 – 7чел.), макроколлективами (8 – 500чел.) и сообществами (численность разнится в зависимости от региона проживания, социального, национального и пр. состав). Но существует и ряд законов, в соответствии с которыми функционирует такое понятие, как коллективный разум. Иначе его называют: ройное сознание, стадный или стайный разум, не важно. Главное заключается в том, что разум отдельных индивидов, оказываясь в одном месте в одно время в количестве достаточном для проявления рассматриваемого феномена, обычно он проявляется при численности более пятидесяти человек, превращается в единое разумное существо.
Это уже не собрание людей. Рой подобен агрессивному животному, и выступает в качестве единого разума, управление которым мало чем отличается от управления индивидом. И законы, в соответствии с которыми функционирует Рой, а так - же осуществляется управление им, давно и хорошо изучены. Только кому попало о них не рассказывают. К примеру, не всем положено знать, как изготовить взрывчатку или отравляющий газ. Так и законы управления массами известны только узкому кругу посвящённых. Тем, кто на деле доказал своё право обладать таким оружием. Итак:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Законы толпы — эмпирически установленные и выраженные в строгой словесной формулировке устойчивые, повторяющиеся во множестве опытов, закономерности в повторяющихся явлениях и процессах, происходящих в, или во время психического и психологического взаимодействия, возникающего между отдельными индивидами и между группами индивидов, объединённых общими мотивами и интересами. Выявление таких закономерностей составляет основную задачу Психологии масс.
Основу психологии масс составляют следующие законы:
Закон автосинхронизации (Пяти процентов) гласит: если в каком-то сообществе 5% процентов участников одновременно совершает определенное действие – остальное большинство автоматически начинает за ними повторять. Выражается это следующим образом: Если в мирно пасущемся табуне лошадей испугать 5% особей и «пустить их в бегство», то весь остальной табун сорвется с места.
Закон сотой обезьяны - феноменально быстрое распространение идеи или способности по всему населению от группы, которая слышала о новой идее или обладает новой способностью. Описание этого явления, как предполагается, было сделано Лоуренсом Блэром (Lawrence Blair) и Лайаллом Уотсоном (Lyall Watson) в 1970-е годы. (Официальная наука отрицает существование этого закона, однако он неразрывно связан с Первым законом психологии масс).
Закон Джозефа Овертона (Окна Овертона) - осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы. В каждый момент времени идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет: Немыслимые – Радикальные – Приемлемые – Разумные – Стандартные - Действующая норма.



Источник: https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45009273
Закон коммуникации вождя – толпа, как Рой, нуждается не только в цели, которую ей необходимо уничтожить, но и в вожде (лидере). Вождь же – это эпицентр, от которого исходит первая волна гипнотического воздействия на превращенных в подобие «сомнамбул» участников коллективного действия (восприятия).
Приведённое исследование, разумеется носит ознакомительный, поверхностный характер, Несмотря на внушительный объём, который превышает стандарты обычной статьи, оно содержит самый минимальный набор сведений, позволяющий объективно оценить значение следующего перечня методов манипуляции сознанием, теперь уже в глобальном масштабе - в рамках цивилизации, которая сегодня существует на планете Земля
.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Tags: sein kampf-ii
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments