imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

Динлины - европеоидная раса в самом сердце Азии

Древняя история Сибири на протяжении многих веков так или иначе связана с динлинами. Что это за народ? Откуда появились динлины? Кто стал их потомками?
Наиболее полно сведения о динлинах представлены в работах Г.Е.Грумм-Гржимайло, собравшем все известные к тому времени сведения о них, содержащиеся в письменных источниках. Позднее к динлинскому вопросу обращались многие ученые, в том числе Л.Н.Гумилев, однако все они так или иначе базировали свои исследования на работах Грумм-Гржимайло.

Сведения о динлинах

Согласно китайской историографии, первая из китайских династий полулегендарная Ся, в III тысячелетии до н.э. вела войну с населявшими северо-западные территории Китая племенами жун и ди, причем, эти народы всегда упоминаются вместе, что дает основание считать их единым народом жун-ди. Следует обратить внимание, что война Ся с жившими к югу от Гоби жун-ди носит завоевательный характер, а жун-ди указываются как аборигены. Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну с "рыжеволосыми дьяволами", оттеснив их на север.
Вновь народ "ди" появляется в китайских источниках в связи с завоеваниями хунну в III веке до н.э. К ним источники относят бай-ди ("белые ди") в горной части Сычуани, Ганьсу и в Шэньси, чи-ди ("красные ди") в степной и бома в северной Сычуани. Танские хроники в череде покоренных Модэ племен называются племена чи-ди, по данным Н.В.Кюнера, проживавшие в Северной Монголии до предгорий Саян.
Разбитые хуннами (сюннами в северокитайской транскрипции) чи-ди были вытеснены в степь, где под самоназванием "дили" заняли пространство к западу от Ордоса. Постепенно в китайских источниках этноним "чи-ди" стал заменяться "дили"-"динлинами", но постепенно и этот этноним транскибируется и заменяется на "гаочэ" ("гаогюй"), а затем "тэлэ". С этих пор динлины в чистом виде не упоминаются, но они встречаются как доминирующий компонент прежде всего в теле.
Что касается распространенной версии о родине динлинов в Минусе, миграция чи-ди (динлинов) на север в Минусу произошло в III в. до н.э. Возможно, что они и ранее проникали в Минусинскую котловину - археологи фиксируют в "карасукскую эпоху" появление там северокитайского элемента.
Поэтому представляется неверным связывать динлинов с племенами тагарской культуры. Вероятно, следует говорить, что племена тагарской культуры входили в состав динлинов, а не наоборот, а территория расселения динлинов в целом не ограничивалась, как часто считается, лишь Минусинской котловиной.
Таким образом, можно с уверенностью проследить генетическую связь древних аборигенных народов северо-западного Китая и Монголии жун-ди и средневековых телесов. К племенной группе теле, чьи потомки по сей день живут на территории Саяно-Алтая принадлежат, например, современные телеуты, хакасы и уйгуры.

Антропологический облик динлинов

Есть все основания считать динлинов особым народом европейской расы. Многие неверно связывают афанасьевскую культуру позднего неолита именно с динлинами. В афанасьевские времена племена ди (динлинов тогда еще не было) локализуются в северном Китае и Монголии. По мнению Г.Ф.Дебеца, это указывает на существование автохтонно развивавшейся в Сибири другой палеоевропейской ветви.
Афанасьевцы имели "резко" выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб. Все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Но от современных европейцев они отличаются значительно более широким лицом. В этом отношении они сходны с верхнепалеолитическими черепами Западной Европы - с "кроманьонским" типом в широком смысле этого термина.
Но их идентичность с европейскими народами не подтверждается. Так Г.Ф.Дебец указывает, что "тип этот является недифференцированным общим прототипом европейского расового ствола". Кроме того, с очень основательной аргументацией он делает вывод, что южная степная полоса Сибири была заселена европеоидами еще в палеолите, что исключает версии об их происхождении как в следствие миграции ямников с запада, так и ди с юго-востока.
Носители андроновской культуры близки к афанасьевцам, но не тождественны им. Андроновцы сформировались в казахстанских степях, а в Минусе появились как пришельцы. В отличие от предыдущих, расовый тип населения карасукской эпохи крайне смешанный. Наблюдается примесь к европеоидному брахикранному типу узколицого монголоидного элемента, относящегося к дальневосточной расе. Источник монголоидного элемента очевиден, а брахикранный европеоидный элемент сопоставляется с автохтонным афанасьево-андроновским населением на севере и ди на юге.
Именно этот европеоидно-монголоидный субстрат был присущ собственно динлинам и передан ими своим потомкам. Вот как описывают динлинов, а затем и уйгуров древние китайцы: с толстым носом, большими глазами и с сильно развитою волосяной растительностью на лице и на всем теле и, между прочим, с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями.
Однако, повторю, не следует связывать наличие европеоидного типа на юге Сибири исключительно с переселением ди из северного Китая. Как указывает Дебец, европеоидный тип прослеживается здесь еще с палеолита и ярко представлен еще в афанасьевской культуре. Однако не следует исключать и генетическое родство европеоидного населения юга Сибири и севера Китая. Но не автохтонные сибирские европеоидные неолитические племена стали предками динлинов, а смешавшиеся с ними ди.

Предки и потомки динлинов

Оттесненные Ся на север Китая и Монголии племена жун-ди на протяжении почти 2,5 тысячелетий не попадали в сферу интересов китайцев. Одна из ветвей жун-ди, племя хунь-юй, обитавшая на южной окраине Гоби, в III веке до н.э. стала известна как хунну. Под натиском хунну остальные ветви прежде единого народа ди вынуждены были мигрировать с насиженных мест. Бай-ди обнаруживаются на Памире, в Ишкашиме и в Гиндукуше. Бома встречаются в Прибайкалье. Чи-ди в целом сохраняют локацию западнее Ордоса. Уже под именем дили они проникают в Минусу, Алтай, Тянь-Шань и Казахстан. Ряд исследователей, основываясь на китайских данных о существовании западных динлинов на Иртыше, прослеживают динлинские корни в древних кыпчаках (кюе-ше) и найманах, предках казахов.
Начиная со II века этноним "дили" или "динлин" начинает меняться в сторону "теле", который получает однозначное доминирование в IV веку. К современным потомкам динлинов-теле следует отнести уйгуров, хакасов, алтайцев, не исключая, естественно, более древнее наследие саков, юэчжей и тагарцев
.©

Хунну - тюркоязычные европеоиды с монголоидной внешностью

Пытаясь понять историю Южной Сибири, нельзя обойти вниманием первую возникшую в Степи кочевую империю – Империю хунну.
О хунну нам известно из китайских летописей. Там они обозначены иероглифом 匈奴, который в южной транскрипции читается "хунну", а в северной, ставшей официальной – "сюнну".
Историю хунну следует начать с того, что в китайской историографии упоминается о войне полулегендарной династии Ся с "рыжеволосыми дьяволами", как китайцы называли "противных", кажущихся им уродливыми племена европеоидного типа, называемых жун и ди. Но оба этих этнонима всегда употребляются вместе, поэтому ученые склонны считать их одним народом жун-ди. В ходе "тысячелетней" войны, как пишут китайцы, около 2600 года до н.э. жун-ди были оттеснены на север на южную окраину Гоби.
Вытесненные на периферию китайского мира, жун-ди почти на 1000 лет теряются из поля их интересов. Упоминается, что в 1979 году до н.э. китайский вельможа Гун-лю попал в опалу и бежал на запад к жунам, но за 300 с лишком лет совместной жизни китайцы-эмигранты так и не смогли ужиться с жунами, и в 1327 г. их потомки во главе с князем Шань-фу, были изгнаны жунами, вернулись на родину и поселились в северном Шэньси. После этого жуны вновь "теряются" еще на 1000 лет.
Вновь в китайской историографии северные кочевники уже под именем хунну появляются не ранее V века до н. э. Тогда их набеги на Северный Китай побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, впоследствии объединенных в Великую китайскую стену.
Сыма Цянь во II веке до н.э. возводит хуннов к жунам (жун-ди). Но не к жунам в широком смысле, а лишь отдельной их часть. Он указывает, что горные жуны слились с восточными монголами - дунху, а на западе - с тибетцами. Среди жунов в конце I тысячелетия до н.э. Сыма Цянь выделяет чи-ди ("красные ди") в Ордосе на юге Гоби, бай-ди ("белые ди") на Памире, в Ишкашиме и на склонах Гиндукуша и бома в Ганьсу и Прибайкалье. Я не буду сейчас отдельно останавливаться на этом вопросе, он достаточно подробно рассмотрен в статье "Динлины - европеоидная раса в самом сердце Азии".
Такое деление жун-ди и прослеживание их потомков среди дунху позволяет некоторым исследователям говорить о монголоязычии хунну. Однако Сымя Цянь явно пишет, что хунну – это потомки племени хунь-юй, проживавшее в северной степи и являющееся частью чи-ди. Чтобы сразу закрыть этот вопрос, следует сказать, что племена чи-ди, вытесненные родственными им хуннами на север, стали известны как "дили" (динлины), затем "дили" транскрибировалось до "теле", чья тюркоязычность не вызывает сомнения. Таким образом, связь хуннов именно с частью чи-ди, а не дунху позволяет говорить об их тюркоязычии, но не монголоязычии.
Что касается антропологического облика хунну, нельзя назвать их чистыми европеоидами. Если, вероятно, родственными жун-ди европеоидные народы Южной Сибири (афанасьевцы и андроновцы) сохранили чистоту, то в предках хунну (жун-ди), на протяжении тысячелетий контактировавших с китайцами и маньчжурами, доля монголоидности, очевидно, высока. Поэтому с хуннами связывают появление в Минусе монголоидного элемента в конце тагарской эпохи. Повторю, монголоидного по внешнему облику, но не языку. На смешанный европеоидно-монголоидный тип указывают и генетические данные, показывающие наличие у хуннов как южно-сибирской мтДНК R1a1-Z93 так и монголоидной гаплогруппы С2 и дальневосточной маньчжурской D4.
Однако же Сыма Цянь пишет, что хунну были "с толстым носом, большими глазами и с сильно развитою волосяной растительностью на лице и на всем теле и, между прочим, с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями". То есть, он приводит те антропологические признаки, которые, по его мнению, не позволяют отнести хунну к китайцам и вообще монголоидам, у которых эти признаки отсутствуют.
Я не буду повторять 100 раз переписанные деяния шаньюя Модэ. В целях настоящей статьи интересует значение историческое значение хуннов.
Во-первых, хунну разбили династию Хань, что привело к расколу племенного союза дунху. Заварив котел смешения народов в Восточной Азии, также известный в некоторых источниках как Восточное переселение народов, хунну способствовали выделению племен сяньби из общей массы дунху- маньчжуров и началу формирования монгольских народов уже как по облику, так и языку.
Во-вторых, хунну вынудили чи-ди мигрировать на северо-запад, где они сперва под именем "дили" (динлины), а затем "теле" стали ядром формирования тюркских народов. Возвышению тюрков-теле не могло не способствовать и впитывание скифских традиций военного искусства в сочетании с передовыми заимствованными у китайцев технологиями. Напомню, именно хунны разбили племенной союз юэчжей. Последующее бегство на запад уже самих хуннов от объединенной коалиции Китая, сяньби, динлинов и чешисцев привело к закату сакской эпохи в Казахстане и открыло двери для распространения тюркских традиций на запад.
Наконец, дойдя до Европы, хуннская ветвь под предводительством Аттилы стала известна как гунны. Здесь они поспособствовали упадку готов и "освобождению" древнеславянских племен и формированию восточно-славянских народов.
В завершение хочется повторить. Сформированные на основе смешения азиатской европеоидной ветви жун-ди и монголоидов Китая и Маньчжурии (дунху) хунну были в большой степени монголоидны по антропологическому типу, но не языку. Язык хунну был прототюркским, на что указывает их генетическое родство через племя хунь-юй с чи-ди, ставшими впоследствии теле. На тюркоязычие хуннов указывает и полное отсутствие в восточно-европейских языках монгольских заимствований, хотя заимствований из тюркских языков предостаточно
.©
Tags: ¿ИИРОТƆИ?
Subscribe

  • Операция "Пандемия" - пятая попытка, удачная

    Сразу оговорюсь: я не отрицаю наличие некоторой болезни; в конце концов, я сам ею переболел. Люди чем-то болели и умирали; но не больше, чем…

  • механизмы ГМО

    Прежде чем рассказывать про ГМО (генетически модифицированные организмы), кратко напомню основы биологии. Все многообразие жизни основывается…

  • Китайский демографический крест

    В начале 2020 года, уже 18 января статистики Китая выдали основные демографические показатели по стране. Население Китая к концу 2019 года…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments