imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

«Матрица» не была первой: 8 фильмов-предшественников знаменитой киноленты

Фильм «Матрица», вышедший в 1999 году, стал культовой кинокартиной с миллионами поклонников по всему миру, однако его идеи вовсе не новы. Существуют и другие произведения мира кинематографа, выпущенные ранее и использующие похожие сюжетные ходы. Предлагаю сегодня вспомнить их.

Мир на проводе (Welt am Draht), 1973
Двухсерийная немецкая кинолента 1973 года, являющаяся экранизацией романа Дэниэла Фрэнсиса Галуйе «Симулактрон-3». Несмотря на то, что «Мир на проводе» появился за 26 лет до «Матрицы», многие идеи в нем покажутся вам знакомыми, например, виртуальная реальность и погружение в нее, искусственные личности в ней обитающие, не знающие, что они искусственные, и некие силы, «решающие проблемы» внутри симуляции. Да и главный сюжетный твист вы тоже наверняка легко угадаете. История, показанная в ленте, начинается с таинственной гибели Генри Фолльмера, изобретателя суперкомпьютера «Симуклакрон», генерирующего виртуальные миры. Смерть профессора расследует новый руководитель проекта, доктор Фред Штиллер, которому в итоге предстоит узнать страшный секрет. Есть и другой фильм , снятый по роману «Симулактрон-3», который называется «Тринадцатый этаж». Он так же, как и «Матрица», вышел в 1999 году и получился довольно неплохим. Наверняка многие из вас его знают.

Доктор Кто (Doctor Who), серия «Беспощадный убийца» (The Deadly Assassin), 1976

Режиссер: Дэвид Мэлоуни.
Операторы: Алан Йонас, Финтон Шиэн.
Студия: BBC Television Centre
Этот телесериал, попавший в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное и успешное научно-фантастическое шоу, подарил миру множество интересных идей, использующихся затем в других кинолентах. Не обошел он и тему виртуальной реальности, которая в данном случае генерируется с помощью нейронной сети, называющейся (внимание!) Матрица. Производимый ею искусственный мир основывается на образах разума, однако гибель в нем влечет за собой смерть в реальности. Действия эпизода 1976 года создания происходят на родной для главного героя планете Галлифрей, после возвращения на которую его обвиняют в убийстве лорда-президента.

Трон (Tron), 1982


Режиссер: Стивен Лисбергер. Оператор: Брюс Логан. Студии:
Lisberger/Kushner, Walt Disney Productions
Первый фильм в истории кинематографа, в котором широко использовались компьютерные спецэффекты. К сожалению, сразу после своего появления картина не имела особой популярности, однако позже стала культовой и породила множество откликов в массовой культуре. В ее сюжете компьютерный гений (хакеров в привычном понимании этого слова тогда еще не было) попадает в виртуальный мир внутри суперкомпьютера, в котором живут цифровые человекоподобные существа, подчиняющиеся тоталитарному правителю и ожидающие прихода некоего Избранного, способного освободить их от несправедливого гнёта. Понятно, что этим Избранным и становится главный герой.

Катастрофа роботов (Robot Holocaust), 1986


Режиссер: Тим Кинкейд. Оператор: Артур Д. Маркс.
Студии: Beyond Infinity, Faso Film S.r.l., Taryn Productions Inc.,
Tycin Entertainment
Трэш-кино с рейтингом 2.2 на IMDb и 3.8 на Кинопоиске, в котором нас в первую очередь интересует не реализация, а сюжет. А в нем роботы, вышедшие из-под контроля, уничтожили разумную человеческую цивилизацию планеты Нью-Терра и поместили немногих выживших под землю, сделав их рабами, работающими на фабриках в обмен на воздух. Спасать пленников вызывается странник по имени (внимание!) Нео. Да, это не шутка, его именно так и зовут и он сражается с машинами, поработившими людей.

Вспомнить всё (Total Recall), 1990


А эту знаменитую киноленту с Арнольдом Шварценеггером, в сценарном мире которой существует возможность находиться внутри внедренной в мозг иллюзии, дающей возможность пожить жизнью другого человека, знают почти все. Для выхода из мира грёз в фильме используется красная таблетка, которую по ходу сюжета предлагают принять главному герою (а вот синей там нет).

Режиссер: Пол Верховен. Оператор: Йост Вакано.
Студии: Carolco International N.V., Carolco Pictures Inc.


Помутнение разума (Mindwarp), 1992


Режиссер: Стив Барнетт. Оператор:
Питер Фернбергер. Студия: Fangoria
В 1992 всего за 1 миллион долларов был снят этот фильм, повествующий о постапокалиптическом мире и виртуальной реальности в нем, в которую люди «убегают», спасаясь от разрухи. Но однажды девушка Джуди, которой надоело жить в ненастоящей реальности, выходит из нее и попадает в лапы к мутантам, живущим под землей, после чего узнает страшную тайну. К сожалению, если я расскажу про другие «особые приметы» сюжета, то создам спойлеры, поэтому скажу лишь, что «Помутнение разума» похоже на «Матрицу» не только наличием в нем виртуального мира, скрывающего постапокалипсис.

Нирвана (Nirvana), 1997


Режиссер: Габриэле Сальваторес.Оператор:
Итало Петриччоне. Студии: Cecchi Gori Group Tiger Cinematografica,
Colorado Film Production, Davis-Films
Фильм с налётом буддизма (как и первая «Матрица»), рассказывающий о недалеком будущем, в котором главный герой, крутой программист Джими, создавший видеоигру «Нирвана», сталкивается с компьютерным вирусом, сделавшим основного персонажа игры способным понимать, что он ненастоящий. Джимми решает уничтожить свое детище, для чего отправляется искать Ангела — человека, который может проникнуть в сеть игрового гиганта «Okosama Starr». Однако эта миссия совсем не простая, так как главного героя преследуют психолог из корпорации и банда убийц. Но Джимми помогают его друзья-хакеры, старающиеся жить вне общества, в котором существует всеобщий контроль и слежка за гражданами.

Тёмный город (Dark City), 1998


Режиссер: Алекс Пройас. Оператор: Дариуш Вольски. Студии:
Mystery Clock Cinema, New Line Cinema
Противоречивый, недооцененный, но всё равно культовый фильм Алекса Пройаса, снявшего его по своему же рассказу, написанному за 7 лет до начала производства картины. «Тёмный город», как и «Матрица», снимался в Сиднее — за год до нее. Лента начинается с пробуждения ничего не помнящего главного героя в ванной отеля. Он получает звонок, в котором сообщается о том, что ему следует покинуть гостиницу, так как за ним ведется охота. Вскоре мужчина понимает, что его преследуют таинственные неестественно бледные люди, а затем обнаруживает, что владеет телекинезом. В итоге, пытаясь докопаться до истины, главный герой начинает подозревать, что не всё, что его окружает, настоящее.

[...] В общем, мы с вами выяснили, что следующие идеи из «Матрицы» совсем не новые:

Виртуальная реальность, в которой персонажи думают, что они живые.
Главный герой, способный в нее погружаться.
Специальные персонажи в симуляции, занимающиеся ее защитой.
Ситуация, когда главный герой, живущий в виртуальном мире, узнает, что тот не является настоящим.
Главный герой является Избранным, фигурирующим в каких-то там пророчествах.
Он сражается с машинами-поработителями людей.
А еще он изначально был хакером (программистом).
Люди пребывают в специальных капсулах, пока их сознание находится в симуляции.
Налет буддизма.
Команда отщепенцев, которая живет вне системы и помогает главному герою.
Нечеловеческие способности, которые дает главному герою симуляция.
Виртуальная реальность скрывает постапокалиптический мир.
И даже имя Нео, название «Матрица» и красная таблетка уже кое-где были. Такие дела.
Наверняка это далеко не всё, но и этого достаточно. Если что, я совсем ни в чем не обвиняю «Матрицу», мне просто было интересно разбираться в этой теме.

Думаю, вы и сами понимаете, что до всех этих фильмов были литературные произведения и даже мифы. Кто-то из вас вспомнит «Алису в Стране чудес» (к которой в «Матрице» есть явные отсылки), философский трактат «Симулякры и симуляция» Жана Бодрийяра (эта книга фигурирует в «Матрице» — Нео достает из нее диск), миф о пещере Платона из его седьмой книги в рамках диалога «Государство» (в данном мифе, что совсем уж интересно, тоже есть свой Избранный, который узнает правду о своем плене после освобождения кем-то неизвестным — диалог, если что, написан в 360 году до н. э.) и так далее. Идея о иллюзорности нашего мира совсем не нова и восходит к дохристианским временам. В «Матрице» и других похожих кинопроизведениях всего лишь немного переосмыслили ее, поместив в современные футуристические (или не очень) сюжеты. И самое главное: такая идея до сих пор не потеряла актуальность и цветет новыми красками — вспомните хотя бы Илона Маска с его теорией о том, что все мы живем в компьютерной симуляции. Так что ждем новые «Матрицы» и рассматриваем окружающий мир на предмет программных сбоев.[...]
.©
Tags: КиноMen
Subscribe

  • Операция "Пандемия" - пятая попытка, удачная

    Сразу оговорюсь: я не отрицаю наличие некоторой болезни; в конце концов, я сам ею переболел. Люди чем-то болели и умирали; но не больше, чем…

  • механизмы ГМО

    Прежде чем рассказывать про ГМО (генетически модифицированные организмы), кратко напомню основы биологии. Все многообразие жизни основывается…

  • Китайский демографический крест

    В начале 2020 года, уже 18 января статистики Китая выдали основные демографические показатели по стране. Население Китая к концу 2019 года…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment