imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Category:

История древних народов: Скифы



Скифы

Для понимания прошлого нашей страны, безусловно, полезно знать историю загадочных скифов. Почему загадочных? Потому что ученые до сих пор не могут толком сказать, ни кто они, ни откуда взялась, ни куда исчезла эта "группа народов", которая более 3 тысяч лет назад проживала на территории современной Восточной Европы, Средней Азии, Казахстана, Южной Сибири вплоть до Китайской стены, которую называли Великой Скифией.
Существует достаточно неуничтоженных свидетельств того, что скифы воевали с Древним Египтом, основывали мощные государства в Месопотамии, Центральной Азии, Палестине, Индии и Китае, что почти весь континент Евразия, вплоть до Заполярья, 3 тысячи лет назад был занят огромной Державой - Великой Скифией. Вспомним хотя бы, что еще сравнительно недавно люди знали, что в древности Ледовитый океан назывался Скифским.
Основными же источниками по истории происхождения скифов считаются сочинения античных авторов, основным из которых является "История" грека Геродота Галикарнасского, жившего в V веке до н.э., который, кстати, описывает лишь скифов Северного Причерноморья, туманно указывая, что скифы жили в Азии, где-то к югу от Аракса, откуда вытесненные массагетами, они двинулись на запад, в страны киммериян. Именно поэтому в науке принято считать, что скифы - это греческое название, а сами они себя якобы называли "сколотами", которое историки вывели от иранского "skula-ta", что означает лучники.
Именно на этом факте базируется широко распространено мнение официальной науки, которое относит скифов к ветви древних иранских народов, "откуда-то" пришедших в степи к северу от Ирана приблизительно в I тысячелетии до н.э., а сам скифский язык классифицируется, как один из восточных иранских языков.Но давайте узнаем, кто такие скифы, откуда пришли и куда делись?©

Скифы: Общая характеристика предскифской эпохи

В раннем железном веке бесписьменные народы, проживавшие в степном поясе Евразии протяженностью более 10 тысяч километров от Причерноморья до Прибайкалья и плато Ордос в Северо-Восточном Китае, впервые попадают в поле зрения авторов античных и древневосточных письменных текстов. Главным образом эти свидетельства относятся к жителям степной зоны (киммерийцам, скифам, меотам, савроматам и сарматам, сакам, массагетам и т.д.), но есть и отдельные сведения о более северных этносах. Это дает возможность исследователям более уверенно, нежели при изучении бронзового века, соотносить ряд археологических культур, культурных общностей и областей с конкретными этносами и этноязыковыми образованиями.
Именно в эпоху раннего железа на указанной территории появляются древнейшие государства, с которыми создатели культур степного пояса Евразии входят в активный контакт. В начале I тысячелетия до н.э. в Закавказье формируется государство Урарту (Ванское царство), сложные взаимоотношения с которым связывали киммерийцев и скифов в период их переднеазиатских походов. Позднее, в VI веке до н.э., в Закавказье возникают Колхидское царство и Древняя Армения. В Северном Причерноморье в VII-VI веках до н.э. появляются первые греческие колонии, достигающие пика развития V-IV веках до н.э. Греческие государства Причерноморья установили тесные экономические, политические и культурные связи с различными племенами Восточной Европы - в первую очередь со скифами, а впоследствии и с сарматами. В Средней Азии в VII - первой половине VI веков до н.э. возникает Бактрийское государство, а затем Хорезмское государство, связанное тесными отношениями с сако-массагетскими племенами.

Прескифская эпоха в Восточной Европе

На переходной стадии от эпохи бронзы к эпохе железа в европейской части степей, в Северном Причерноморье и на прилегающих территориях в предскифское время (IX -VII века до н.э.) существовала кочевническая скотоводческая культура, представленная погребениями, которая может с определенной долей вероятности отождествляться с киммерийцами. Этот народ зафиксирован как античными, так и переднеазиатскими письменными источниками. Целый ряд древнегреческих авторов (начиная с Гомера в "Одиссее") локализует прародину киммерийцев в Северном Причерноморье или на близлежащих территориях. Киммерийцы, таким образом, оказываются древнейшим из восточноевропейских народов, чей этноним известен. Археологические данные свидетельствуют о том, что северо-причерноморская киммерийская культура находилась в тесном контакте с оседлыми земледельческо-скотоводческими племенами восточноевропейской лесостепи, Крыма, Северного Кавказа и, возможно, лесного Волго-Камья.
Вместе с тем некоторые античные и большинство переднеазиатских, в частности, ассирийских, источников сообщают о киммерийских военных походах в Закавказье и Переднюю Азию в конце VIII-VII веков до н.э. Ряд греческих авторов (тот же Геродот) утверждают, что эти походы и последующее переселение киммерийцев в Малую Азию были спровоцированы их изгнанием из Северного Причерноморья вторгнувшимися туда скифами. Этим может объяснять фиксируемое археологами исчезновение на территории Северного Причерноморья археологических памятников смешанного киммерийско-предскифского типа. В то же время, учитывая наличие в собственно скифских памятниках следов материальной культуры предскифской эпохи, нельзя исключить неполное изгнание киммерийцев и их ассимиляцию скифами.
В последние годы в научной литературе идут активные дискуссии относительно хронологических и территориальных рамок киммерийской культуры, ее языковой принадлежности, характера их взаимоотношений со скифами. Однако при всей спорности этих вопросов не подвергается сомнению факт, что особенно важно для дальнейшего исследования - скифы были не автохтонами Северного Причерноморья, но пришельцами.

Прескифская эпоха в Южной Сибири

Во II тысячелетии до н.э. в Южной Сибири в "песчаной стране Шасай" (на окраине Гоби) обитали динлины. Они населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост выше среднего, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Эти выводы, построенные на основании письменных источников, нашли себе подтверждение и в археологии. Ученые связывают динлинов с носителями афанасьевской культуры, отмечая, что они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу, от современных же европейцев афанасьевцы отличаются, однако, значительно более широким лицом" (Г.Ф.Дебец "Палеоантропология СССР").
Происхождение самих динлинов достаточно четко прослеживается в китайских летописях. Первые упоминания о ди, живших в Китае к югу от Гобийской пустыни, относятся к III тысячелетию до н.э. Уже первая китайская династий, полулегендарная Ся, в III тысячелетии до н.э. вступила в борьбу с другими племенами, живших на территории Китая, в частности, племенами ди, населявшими лесистые горы, тогда как предки китайцев жили в низинах. Из легенд известно, что в 2600 году до н.э. "Желтый император" предпринял поход против "рыжеволосых дьяволов" (ди), оттеснив их на север. А когда же на рубеже III и II веков до н.э. хуннский шаньюнь Модэ перешел на север Гоби, он встретил там племена динлинов, которых и покорил. Таким образом, динлины вполне определенно связываются с потомками племен ди, оттесненных китайцами в Саяно-Алтай. Подробнее об истории динлинов написано в статьях " История народа Хунну" и "Пазырыкцы"©

Скифы: Скифский мир

В первые века I тысячелетия до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Дуная до Монголии идет процесс постепенного усиления засушливости. В результате, господствовавшая ранее на этих территориях скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание оседлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот хозяйственно-культурный тип предполагает разведение лошадей, мелкого и крупного рогатого скота, мясную и молочную пищу в качестве основы питания, отсутствие долговременных поселений, мобильную жизнь в переносных шатрах или кибитках, дающую возможность масштабных и быстрых перемещений.
В конце VIII - начале VII века до н.э., на огромном пространстве евразийского степного пояса от Дуная до Прибайкалья сформировались новые археологические культуры, которые при всем своем многообразии могут рассматриваться в качестве составных частей единой культурно-исторической области, условно именуемой "скифский мир".
Западная граница расселения скифов постоянно менялась, территория их расселения включала в разное время области между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, до Приднестровья и частично до Буга. Влияние скифской культуры распространялось в период IV-III веков до н. э. далеко на запад, в Карпато-Дунайскую область и фракийский мир, а также на север.
Собственно "историческим" скифам, то есть скифам, известным по древнейшим письменным источникам, а также тесно связанным с ними племенам, принадлежала лишь крайняя западная часть скифо-сибирского ареала - Северное Причерноморье и частично Северный Кавказ. К востоку от Дона располагалась территория "савроматской" археологической культуры. В археологическом отношении савроматы, жившие, по данным античных письменных источников, в степях между Доном и Волгой, составляли лишь часть более крупного объединения племен с определенными формами погребального обряда и материальной культуры, занимавшего степи от Дона до междуречья Урала и Тобола. Среднеазиатские (Приаралье, Семиречье, Памир, Тянь-Шань) и центрально-казахстанские памятники скифо-сибирского типа так или иначе связаны с известными по древнеперсидским и древнегреческим источникам саками и массагетами, а также, возможно, с исседонами.
На территории Южной Сибири находились культуры скифо-сибирского типа. В горных долинах Алтая (Пазырык, Укок и на Кош-Агачском плато) жил народ, известный по памятникам пазырыкской культуры. В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск-Ачинск-Мариинск располагалась территория татарской культуры - наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. В верховьях Енисея и долине Тувы жили племена уюкской культуры. Наконец, восточную часть скифо-сибирского мира занимала культура Ордос в Восточной Азии.
Сложно сказать, было ли становление скифской культуры на столь громадной территории в относительно небольшие временные рамки следствием миграционных процессов, связанных с изменением климата, как следствие, поиском и расширением мест проживания, что стало возможным с переходом к кочевому животноводству. Это возможно, учитывая, что степные территории юга Сибири, Казахстана и севера Каспия и в настоящее не обладают высокой плотностью населения, и кочевники могли в короткие сроки практически беспрепятственно расселиться на огромной территории. Существуют споры относительно того, проходило ли распространение скифской культуры с запада на восток или с востока на запад.
Сторонники "западной экспансии" приводят ничем не подтвержденные доводы, что западная цивилизация (естественно!) была более прогрессивной, способной поглотить восточные культуры с их примитивными формами хозяйствования. Обращаясь к генетике, они утверждают, что предки славян, носители гаплогруппы R1a (славянский, иногда называемый "арийский" ген), передавая свой язык и культуру, из степей Восточной Европы дошли до Саяно-Алтая, оставив след в генофонде алтайских народов, киргизов и таджиков, и даже проникли в Индию. При этом совершенно забывается о якобы "ираноязычности" скифских народов. Откуда в Европе вдруг взялись индо-иранские языки? Вывод кажется очевидным: не иначе, расселение человека по Евразии, включая Индию и Китай, шло из Европы...
В пользу восточной версии говорит, например, факт, что скифы имели более совершенное оружие, пользовались уздой, не известной в те времена в Европе, сражались на конях, что было необычным для тех же греков. Некоторые исследователи в этой связи находят в скифах-наездниках прообраз кентавров древнегреческих мифов.
Наконец, данные генетиков показывают, что свои варианты мтДНК алтайцы (пазырыкцы) железного века унаследовали от своих предшественников бронзового века или от еще более ранних. Хотя все эти варианты имеют в целом кроманьольское происхождение. Однако процент носителей уже упомянутого гена R1a среди коренных алтайцев и хакасов намного выше, чем у русских, белорусов или украинцев. Таким образом, по мнению испанских специалистов из Независимого Университета Барселоны и Института эволюционной биологии в Барселоне, проводивших анализ ДПК скифских останков Саяно-Алтая, миграция скифов происходила именно с востока на запад
.©
Tags: РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Subscribe

  • Ясновидение Инго Свонна

    В годы холодной войны КГБ и военно-морская разведка СССР курировали серию экспериментов по телепатии и телекинезу. Перед сенситивами была…

  • Дулин Михаил "Отметим день российской науки"...

    ... публикацией соображений о том, почему известных на Земле источников энергии недостаточно для возникновения на ней органической жизни. Эти…

  • механизмы ГМО

    Прежде чем рассказывать про ГМО (генетически модифицированные организмы), кратко напомню основы биологии. Все многообразие жизни основывается…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment