imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Categories:

Российские ученые получили научные подтверждения "посмертной медитации"

Российские ученые получили первые научные подтверждения феномена "тукдам", или посмертной медитации, в которой могут находиться буддийские монахи, заявил руководитель "Проекта исследования медитации и измененных состояний сознания в тибетских буддийских монастырях", основатель Института мозга человека РАН академик Святослав Медведев. В среду он принял участие в онлайн-​встрече с Далай-​ламой XIV.
В 2019-2020 годах по договоренности с Далай-​ламой академик открыл в тибетских буддийских монастырях на юге Индии два научных центра исследований медитации и измененных состояний сознания. В них при помощи современных приборов удалось собрать психофизиологические данные более ста практиков из семи разных монастырей, в том числе во время глубокой медитации. Кроме того, российские специалисты получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или недель.
Как отметил академик, за время проекта ученые обследовали 104 буддийских монаха, которые выполняли медитации, рекомендованные Далай-​ламой, и получили ряд значимых результатов. По его словам, российские исследователи совместно с американскими коллегами из Университета штата Висконсин, а также медиками из госпиталя Делек и института Мен Тсе Кханг в Дхарамсале (Индия) завершили регулярное наблюдение за монахом монастыря Гьюто, который "находился в состоянии тукдам в течение 37 дней".
"Мы пригласили судмедэксперта, руководителя регионального бюро криминальной экспертизы, работа которого заключается в исследовании состояния тел в различные сроки после смерти. Благодаря этому на научной основе было показано, что состояние тела монаха, находящегося в состоянии тукдам, кардинально отличается от состояния тел с аналогичными сроками после смерти. То есть мы получили первые научные подтверждения состояния тукдам. Мы надеемся продолжить работу под вашим руководством", — сказал Медведев, обращаясь к Далай-​ламе.
Он отметил, что на проекте работают две лаборатории, планируется открыть третью на севере Индии. Помимо специалистов из России, там работают тибетские монахи, изучавшие методы научного исследования под руководством российских ученых и ставшие монахами-​исследователями.
"Благодаря этим монахам мы смогли продолжать исследования во время пандемии", — подчеркнул Медведев.
Ранее он говорил, что изначально исследователи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживает еще не полностью умерший мозг, в котором сохраняется какая-​то деятельность. Однако зафиксировать ее не удалось, поскольку нет "биоэлектрической активности".
Один из организаторов встречи, директор фонда "Сохраним Тибет" Юлия Жиронкина, пояснила РИА Новости, что тукдам (тиб. "тук" — сознание, "дам" — самадхи, медитативное состояние) — посмертное состояние, "в котором опытный созерцатель способен распознать наитончайшее сознание ясного света и направить его на исследование природы реальности".
"Несмотря на то что смерть уже наступила, сердцебиение и кровообращение остановились, тело такого практика не разлагается и в течение нескольких дней или недель сохраняет свежесть вплоть до окончательного выхода тонкого сознания из тела. Согласно тибетской буддийской литературе, его лицо может излучать свечение, а в теле может сохраняться тепло, характерное для живого человека", — пояснила она.
По ее словам, когда человек умирает, сознание понемногу "утончается": "грубые уровни сознания отступают, проявляются более тонкие, и, наконец, наступает этап проявления наитончайшего сознания — ясного света".
"Хотя факт клинической смерти уже зафиксирован медиками, не работают сердце и мозг, буддисты считают, что пока наитончайшее сознание пребывает в теле человека, он еще не умер. Находясь в теле, сознание пребывает в глубокой медитации", — рассказала собеседница агентства. Как указала Жиронкина, состояние тукдам интересует ученых.
"Если, согласно распространенной точке зрения, нет никакого сознания, есть только мозг и его работа, то что же удерживает тело от разложения? Если ученые это зафиксируют, докажут, что мозг и сердце не работают, но что-​то удерживает тело от разложения, то это косвенным образом докажет, что существует сознание", — сказала Жиронкина.
Доказав, что тукдам — это реальное состояние, ученые приблизятся к тому, чтобы обсудить "существование сознания не как функции мозга, а как отдельного фактора, без которого невозможна жизнь", заключила она.
В исследованиях также участвуют профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии Института медико-​биологических проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские ученые.

"Будто спящий"


"Когда я впервые услышал про тукдам и даже разговаривал об этом в Дхарамсале (на севере Индии, где расположена резиденция Далай-​ламы – прим. ред.), некий скептицизм у меня был. Но сейчас я могу сказать, что случаи тукдама действительно являются фактами. Причем эти факты установлены уже как минимум двумя независимыми научными группами – нашей и Ричарда Дэвидсона (американского нейробиолога – прим.ред.), с которой мы сотрудничаем", - подчеркнул академик Медведев.
По его словам, сейчас перед лабораторией стоят задачи исследовать два аспекта явления. Во-​первых, физиологические и биохимические механизмы тукдама - что происходит с нейронами мозга, с клетками и тканями тела, которое становится "будто спящим" и не имеет признаков распада, несмотря на констатированную смерть. А во-​вторых, почему такое в принципе становится возможным - с точки зрения не философии буддизма, а объективных законов функционирования организма.
"По сути, мы говорим о патологоанатомическом исследовании мертвых тел. Мы исследуем не жизнь после смерти, не буддийские состояния сознания, а объективно существующее состояние человеческого тела после зафиксированной медиками смерти. Причем что это такое? Это - чрезвычайно замедленный процесс распада тканей. Могу сказать, что какое-​то время он просто не происходит, а потом резко начинается распад", - констатировал Медведев.
За год работы российские ученые получили от буддистов немало сообщений о случаях тукдам и исследовали четыре из них. Во всех случаях тело выглядело, как тело спящего человека, только без дыхания и сердцебиения, не было обнаружено никаких посмертных следов на теле, сохранялся тургор (эластичность) кожи, не было запаха и других характерных признаков разложения. В некоторых случаях тело может оставаться в медитативной позе.
"Любой нормальный человек, когда он входит в комнату, где находится умерший, испытывает некую отстраненность, нежелание приближаться, дискомфорт. Но ничего этого нет, когда входишь в помещение, где находится человек в состоянии тукдам, – ощущение даже какого-​то спокойствия. И это мнение всей нашей группы", - поделился впечатлениями Медведев.
Рассуждая о механизмах тукдама, академик отметил, что вначале исследователи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживает не полностью еще умерший мозг, в котором сохраняется какая-​то деятельность. Однако зафиксировать ее не удалось. "Никакой биоэлектрической активности нет. Другая версия – что под влиянием медитации в организме при умирании выделяются какие-​то вещества, которые предохраняют клетки от разложения… Как только эпидемиологическая ситуация позволит, мы снова приступим к инвазивным исследованиям", - поделился Медведев.

"Уход от внешнего мира"


Вторая задача, над которой работает группа российских ученых в буддийских монастырях – исследование психофизиологических проявлений медитаций, которые могут привести практикующего к уходу в тукдам после смерти. При этом главное условие – чтобы исследование не отвлекало монаха от медитации, поэтому используются только так называемые "мягкие" методы исследования, например, ЭЭГ или свехчувствительный термограф. Последний, в частности, показывает после медитации изменение распределения температуры тела в пределах одного градуса.
"За год мы провели психофизиологические исследования более чем ста монахов, в том числе практиков высокого уровня. Нам удалось поработать и в ретритах (с уединившимися от мира монахами – прим.ред.), и даже в тантрических монастырях (традиционно наиболее закрытых для сторонних глаз – прим.ред.)", - отметил Медведев.
"Обработан еще далеко не весь материал. Но мы доказали очень важную вещь. Что медитация приводит к тому, что резко уменьшается восприятие внешнего мира. То есть, действительно происходит концентрация на внутреннем сознании, уход от внешнего мира. Снижаются и автоматические контакты, которые находятся не на уровне сознания и которые вы не можете изменить. Но только при определенных медитациях, при других – наоборот, происходит улучшение восприятия внешних сигналов. Мы показали, что медитацию, даже на одну и ту же тематику, нельзя рассматривать как единое целое. В зависимости от типа медитации и исполнителя, данные исследований бывают разные" , - пояснил РИА Новости Медведев.
Для учета этого участницами исследования Еленой Кокуриной (Фонд имени академика Натальи Бехтеревой) и Юлией Бойцовой (Институт мозга им. Н.П. Бехтеревой РАН) был предложен новый методический подход, оценивающий успешность медитации и существенно повышающий качество исследования.
Бойцова отметила, что иногда во время медитации монахи "вообще не слышали звуков". Она предположила, что у медитирующего может "формироваться доминанта" для выполнения поставленной задачи продолжать медитацию, несмотря ни на что, подобно тому, как у младенца от посторонних раздражителей только усиливается сосательный рефлекс.
А профессор биофака МГУ Александр Каплан подчеркнул важность исследования именно тантрических практик, основанных у буддистов на визуализации божеств и отождествлении себя с теми или иными их качествами для их развития в себе. Эти практики связаны с глубокой медитацией, растворением "грубого сознания" и проявлением "наитончайшего сознания ясного света". "Это все очень важно изучать. Ведь именно мысленные образы влияют на то, как мы будем жить и действовать в этом мире", - пояснил Каплан.
При помощи энцефалографических исследований он также пытается обнаружить области мозга, которые наиболее активны в те периоды, когда медитирующий "полностью погружается в психические образы, которые рождаются уже в отрыве от внешней реальности, когда в психическом мире создается "иллюзорное тело"
.©
Источник
Источник
Tags: Антология Таинственных Случаев, Наука и ЖестЪ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments