imhotype (imhotype) wrote,
imhotype
imhotype

Category:

«Почему Америка потерпела провал» интервью культурного критика Морриса Бермана

НП: Итак, вы анализировали упадок Америки на протяжении более десяти лет. Случались ли у вас какие-то особые прозрения того, почему Америка потерпела неудачу?
МБ: Меня изначально вдохновлял историк Уолтер Макдугалл (Свобода прямо за углом) и его аргументы того, что Америка является нацией оборотистых дельцов. Рабочее название книги было «Капитализм и недовольные им» – мысль была такой, что если вы недовольны превалирующей идеологией, то у вас нет шансов. Сутью проблемы остаётся американская мечта: даже прогрессивно настроенные массы видят её в качестве решения, в том числе, по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление, и движение протестующих на Уолл-стрит, хотя в действительности это не решение, а проблема.
В своём эссе «Вопрос о ценностях» я говорил о том, что нами движет ряд подсознательных убеждений вроде того, что мы «избранный народ» и что нас защищает бесконечная граница (некогда географическая, а теперь экономическая и технологическая). Сначала я озаглавил его «Корни американского провала», но правильнее было бы назвать его «Провал американских корней» – когда даже наш успех был провалом, потому что успех этот был исключительно материальным.

Существует история, возможно байка, о том, как в 1847 году индейцы-охотники наткнулись на голодающих членов партии Доннера, которые застряли в заснеженных горах Сьерра-Невады, и чтобы выжить, были вынуждены прибегнуть к каннибализму. Разведчики, которые никогда прежде не видели белых людей, наблюдали за партией на расстоянии, а затем вернулись, и доложили обо всём, что видели. Их отчёт состоял из четырёх слов – «Они едят друг друга». Честно говоря, если бы мне пришлось суммировать аргументы за то, почему Америка потерпела провал, я выбрал бы это изречение. Если только движение «Займи Уолл-стрит» (или другое общественно-политическое движение) не смогут изменить ситуацию на фундаментальном уровне, выражение «Они съели друг друга» станет нашей эпитафией. …
НП: Большинство политических аналитиков возлагают вину за нашу текущую ситуацию на основные властные и другие институты, будь то Уолл-стрит, Конгресс, администрация Буша или Обамы, и так далее. В значительной степени вы с ними согласны, но также, вы, похоже, возлагаете большую часть ответственности и на сам американский народ, на его индивидуальные ценности и поведение. Почему? Почему вы считаете, что это является существенным фактором?
МБ: Доминирующие убеждения у левых, как полагаю я, являются аргументом «ложного убеждения» в том, что элиты морочат голову обществу, и как только люди это осознают, они взбунтуются, и их начнёт клонить в популистскую или социал-демократическую сторону. Проблема в том, что большинство американцев хотят американскую мечту, а не какой-либо другой образ жизни. Бесконечное материальное обогащение на основе индивидуального стремления является американским идеалом, и желание изменить эту парадигму практически отсутствует. Даже беднота на это покупается, считая себя, как метко выразился Джон Стейнбек, «переживающими временные трудности миллионерами».
Кроме того, все данные за последние 20 лет показывают, что американцы совсем не самые яркие, и даже не яркие, это не просто вопрос IQ. Опрос, выпущенный 4 июля 2011 года, показал, что 42 процента американских взрослых не в курсе того, что 4 июля 1776 года США объявили независимость, а для группы опрошенных до 30 лет, эти цифры подскочили до 69 процентов. Четверть американцев не знают, от кого США отделились. Опрос, проведённый в государственной школе Оклахомы, выявил факт того, что 77 процентов студентов не знают, кем был Джордж Вашингтон. Почти 30 процентов американцев считают, что Солнце вертится вокруг Земли, или не уверены, что вокруг чего вертится. И так далее, и тому подобное. Как такое население может провести структурный анализ американской истории или политики? Они просто не способны на это.
НП: Таким образом, по сути, это лишь вопрос времени, прежде чем студенты начнут изучать историческое наследие Ким Кардашьян (амер. тусовщица и бездельница; прим. mixednews)? Какими, на ваш взгляд, являются базовые, структурные препятствия для понимания американской общественностью ваших основных аргументов?
МБ: Мне кажется, что для этого потребовалось бы полное изменение сознания. Я помню, как после немецкой публикации моей книги «Тёмные века Америки», крупная немецкая газета TAZ опубликовала обзор под названием «Надежды патриота». Рецензент, среди прочего, тогда сказал, что Америка могла бы спасти себя, если бы решила уделить внимание на критику себя. Что большинству американцев потребовалось бы, чтобы признать кого-то вроде меня за патриота, или кого-то вроде Дика Чейни за предателя? Или что Рональд Рейган был простаком, который нанёс своей стране огромный ущерб, а Джимми Картер был провидцем, который пытался её спасти? Как я сказал, это не вопрос интеллекта вроде IQ, потому что в Америке даже у ярких личностей промыты мозги – просто полистайте New York Times.
Приведу конкретный пример. Моего друга, который является деканом одной из крупнейших медицинских школ страны, сильно зацепило обсуждение работы Джойс Эпплби в моей книге «Тёмные века Америки». Он купил её эссе под названием «Капитализм и Новый социальный порядок», в которой она описывает, как определение «добродетель» претерпело полный переворот с 1790 годов – от сдачи своих личных интересов во имя высшей справедливости, до достижения личного материального успеха в условиях оппортунизма.
Будучи деканом, мой друг много общается со своим факультетом на собраниях, коктейль-вечеринках и так далее. Он решил использовать эту возможность, чтобы поднять тему переопределения понятия добродетели, и обнаружил, что в течение 30 секунд глаза тех, с кем он разговаривал, стекленели, и они меняли тему. Токвиль (франц. Политик; прим. mixednews) ещё в 1831 году сказал, и это ещё более актуально сегодня, что американцы не могут терпеть, даже слышать не могут критику Америки. IQ мало что может с этим сделать. В онтологическом смысле, они просто не могут этого вынести. И если это верно в отношении «лучших и самых ярких», то что это говорит обо всех остальных нас?
НП: Что, на ваш взгляд, должно быть сделано, чтобы переломить ситуацию? Есть ли надежда на американскую мечту?
МБ: На данный момент абсолютно ничего не может изменить ситуацию. Если эти ценности разделяет каждый американец, то изменение ситуации потребовало бы других людей и другой страны. В диалектическом смысле, именно те факторы, которые сделали нашу страну великой, теперь работают против нас. Что нам сейчас нужно, так это повсеместный отказ от американской мечты и принятие альтернативной традиции, о чём я говорил в «Почему Америка потерпела провал». Но это просто «чаяния патриота», которые не станут реальностью.
©
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments